Шняка – традиционная поморская рыболовецкая лодка. Именно это название стремится вернуть в обиход Игорь Логинов из Североморска – автор проекта «Просветительский поход из варяг в персы на поморской шняке и карбасе» и создатель шняки в Арктическом музее лодки.
Поморская шняка уже получила название «Шаста», так ее назвал создатель судна Игорь Логинов. Северянин строит по чертежам древнюю парусно-гребную лодку сам. Основным материалом для шняки стала фанера. К строительству периодически присоединяются волонтеры из Североморска и Мурманска.
Работа кипит на верфи, действующей на базе морского клуба «Калипсо» в Североморске. Уже в июне ожидается первый торжественный спуск на воду, команда из четырех человек отправится на ней в путешествие.
На поморской шняке планируется совершить длительное плавание из Североморска через Архангельск и Волгу в Дербент (Дагестан), в Каспийском море. Проект получил поддержку Фонда президентских грантов.
Северяне отважно преодолеют более трех тысяч километров, чтобы рассказать о главной лодке Мурманского берега всей стране. Ведь несколько столетий при помощи шняк мурманские рыбаки добывали треску.
Цель проекта «Просветительский поход из варяг в персы на поморской шняке и карбасе» – восстановить историческую память о водном пути, который является самым ранним из трех великих путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с халифатом.
Компанию шняке «Шасте» составит карбас «Пехтарь», также созданный руками Игоря Логинова по древним чертежам. Судно уже зарекомендовало себя в 2023 году во время парусной регаты в Кижах. Хорошо известный архангелогородцам карбас мореход построил также из фанеры. Отважный маленький «Пехтарь» и его команда заняли два вторых места в ответственной парусной гонке.
– Проект большой, многое зависит от поставок оборудования, – рассказал Игорь Логинов «Вечерке». – Сейчас готовимся к перевороту шняки, потому что корпус уже собран. Она собиралась кверху килем, и для достройки лодку нужно перевернуть. Нам очень помогают волонтеры, откликнулись даже ребята из Мурманска. И на шняке мы совершим музейный поход, чтобы рассказать стране про традиционную лодку Мурманского берега. Последняя фотография шняки датирована 1933 годом. А единственная сохранившаяся настоящая деревянная шняка хранится в музее Осло (Норвегия). Мы хотим вернуть это слово, ведь, например, в Архангельске не забыли про карбас.
По маршруту морского путешествия из Североморска в Дербент запланировано не менее пяти «образовательных» остановок в разных населенных пунктах – Архангельске, на Соловецких островах, Беломорске, Петрозаводске, Вытегре у Онежского озера, музее-заповеднике «Остров-град Свияжск». Как правило, причаливать «Шаста» будет в небольших яхт-клубах и даже на пляжах. Команда проекта будет встречаться с горожанами и рассказывать о поморских лодках, показывать «Шасту», объяснять, как на ней плавали и ловили рыбу, как она помогала снабжать страну треской.
По словам Игоря Логинова, в команде будут два постоянных судоводителя, которые имеют право водить лодки, и два-три члена команды, которые будут сменяться по пути следования. Даже на однодневные плавания по маршруту следования «Шасты» Игорь будет приглашать заинтересованных блогеров, которым во время короткого путешествия планирует рассказывать о традициях поморов, о Мурманском береге, о строительстве промысловых лодок и рыбной ловле.
– Историей поморской шняки я заинтересовался три года назад, – отметил Игорь Логинов. – По основной профессии я системный администратор. Но постройка лодки стала жизненно важным для меня проектом. Очень был впечатлен реконструкцией ученого Михаила Наймарка, который восстановил 12-метровую поморскую шняку в начале 2000-х.
Добавим, что Арктический музей лодки, где уже есть карбас и скоро появится шняка, – это именно просветительский проект. Его сотрудники проводят интерактивные занятия с детьми и мастер-классы, которые дают возможность прикоснуться к культурному наследию своей малой родины – к истории судоходства на Мурмане.
Елена СТАНОВАЯ.
Фото из личного архива
Игоря Логинова.