Шашки, шахматы, домино, «Монополия», «Мафия», дженга – это лишь часть настольных игр, которые долгие годы не теряют своей популярности. В них играют и по вечерам в семейном кругу, и в атмосферных клубах и кафе. Эти игры увлекают, развивают воображение, внимательность, смекалку, логику, тренируют память.
Недавно на рынке появилась уникальная игра, которая позволяет развить навык сочинения и рассказывания различных историй. Автором ее стала мурманчанка Юлия Приказчикова, кандидат филологических наук, предприниматель, бизнес-тренер.
Культурный код
Игра «Расскажи историю» – это 130 карт, с изображениями, выполненными профессиональным дизайнером в особенной северной палитре. Карты подробно рассказывают о жителях Кольского полуострова, особенностях их языка, религии, ведения хозяйства. Проект «Расскажи историю» Юлия Приказчикова смогла воплотить в жизнь с помощью гранта губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, который она получила в прошлом году.
А несколько недель назад Юлия Владимировна со своей авторской настольной игрой одержала победу во Всероссийском конкурсе «Культурный код». В конкурсе принимали участие более трех тысяч человек из 50 регионов страны, наша землячка вошла в топ-10!
– Честно говоря, идея создать настольную игру родилась спонтанно, но шла я к ней, пожалуй, долгие годы, – говорит Юлия Приказчикова. – Родилась и выросла я на берегу Вятки, в небольшом городке в Кировской области. Окончив школу, уехала в Ижевск и поступила в Удмуртский государственный университет на факультет филологии. Получив диплом, в течение года работала преподавателем на кафедре русской филологии, а затем поступила в Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук, где с головой погрузилась в изучение фольклористики.
В 2006 году Юлия, уже будучи мамой двоих детей, перебралась на Север, в суровый Мурманск – сюда на работу перевели супруга, картографа-геодезиста. В научной деятельности наступила пауза. Юлия ушла в предпринимательство, стала бизнес-тренером, а затем и единственным в регионе фасилитатором.
– Этот термин происходит от латинского слова «помогать», – объясняет Юлия. – То есть фасилитатор – это специалист, который помогает людям создать эффективную коммуникацию, помогает на основе знаний и опыта каждого члена команды найти решение того или иного вопроса, которое подходит именно им.
Научный подход
Так, изучая новые высоко результативные формы и принципы управления, северянка задумалась о написании книги по сторителлингу, что означает «рассказывание историй». Планерки и совещания, которые руководители проводят с подчиненными, применяя эту технологию, показывают отличные результаты. Но в нашей стране сторителлинг в бизнес-среде пока востребован крайне мало. В основном его применяют «продажники», поняв, что история, рассказанная о бренде, товаре или услуге, привлекает намного больше внимания потенциальных покупателей и клиентов, чем прямая реклама «в лоб».
– Эффективность сторителлинга, как мощного инструмента воздействия на аудиторию, создания эффективной коммуникации в команде, для меня очевидна, но, к сожалению, обучать этому навыку зачастую берутся люди, весьма поверхностно знающие тему, – продолжает Юлия Владимировна. – Я же подумала написать книгу по сторителлингу, используя все свои филологические знания, применяя научные исследования многих именитых ученых, знатоков русского языка, фольклористов. А весной прошлого года узнала о конкурсе грантов, которые можно было получить от областного правительства на проекты современного искусства и креативных индустрий. Так пришла мысль создать настольную игру на основе тех своих исследований, которые несколько лет назад стали основой моей диссертации. И эта игра не только бы развивала навыки рассказывания историй, опираясь на культурный код, зашифрованный в картах, но и позволяла бы узнавать о различных этапах заселения и освоения Кольского края. А он, замечу, за долгие годы стал второй родиной.
Идея строгому жюри конкурса понравилась. Грант Юлия выиграла. Так началась щепетильная работа над механикой игры, визуальным рядом. Спустя несколько месяцев первый тираж «Расскажи историю» в количестве 300 экземпляров вышел в свет.
Глубокий смысл
С того времени Юлия Приказчикова провела уже несколько презентаций своей настольной игры на площадках молодежных объединений, университетов, библиотек. Их участниками становились педагоги, студенты, предприниматели, представили общественных и религиозных организаций и даже чиновники и депутаты.
– Когда я выпустила свою игру, то полностью не понимала всех ее возможностей, – признается Юлия. – Но об этом говорили участники первых презентаций. Педагоги отмечали, что с помощью этих карт можно развивать речь у детей и подростков, обучать их грамотному формулированию своих мыслей. Филологи увидели в колоде отличную опору для качественного пересказа литературных произведений, историки – любопытный вариант преподавания своего предмета. Даже психологи узрели в картах необычный инструмент для диагностики личности, кризисных ситуаций и прочих профессиональных аспектов.
Без шаблонов
Юлия Владимировна достала из коробки колоду. Разделила на две части. Первая – основная, состоит из 41 карты, которые, в свою очередь, поделены на четыре масти, обозначающие персонажей, их характеристики, объекты и основные действия.
Вторая часть колоды – дополнительные карты. Их 89. Все они обозначают версии действий. Дополнительная колода карт повышает уровень сложности игры, делает ее содержание более вариативным и емким.
Автор игры раскладывает карты на столе рубашками вверх, начинаем играть. Юлия предлагает рассказать о Мурманске. Начать хотелось традиционно: с года основания, о первом названии, роли в Великой Отечественной войне. Но выпадающие карты требовали другого – в повествование нужно было вплести особенности хозяйственной деятельности местных жителей, рассказать об их внешнем облике, этнических соседях. Одним словом, никаких шаблонов, заранее продуманной композиции, сплошная импровизация, которая действительно заставляет пошевелить мозгами.
Новые горизонты
Недавно игра «Расскажи историю» при содействии региональных Центра кластерного развития и Центра поддержки предпринимательства вышла на всероссийский рынок – ее продажи запустили на двух крупнейших маркетплейсах страны. Хотя и до этого карты, выполненные в северной палитре, не раз отправлялись далеко за пределы регионы – их в качестве необычного и полезного сувенира увозили с собой гости Кольского Заполярья.
Сейчас мурманчанка работает над созданием новой игры «Арктический турист». Грант на воплощение новой задумки Юлия Приказчикова получила в апреле этого года.
– Это будет игра-«ходилка», – приоткрыла завесу тайны Юлия. – Игрокам предстоит передвигаться по игровому полю, рассказывая истории про северные достопримечательности. Над оформлением игры будет работать тот же дизайнер, что «колдовала» над картами «Расскажи историю», Евгения Моторина. Думаю, уже осенью новая настольная игра с северным колоритом выйдет в свет.
Надежда ЛЕБЕДЕВА
Фото автора и из архива Юлии ПРИКАЗЧИКОВОЙ.