Читальный зал Государственного архива Мурманской области (ГАМО) уже не раз становился площадкой для обсуждения различных проблем, связанных с историей Мурманской области. Но на этот раз тема, предложенная организаторами, а ими в данном случае выступали Мурманское отделение исторического общества и ГАМО, была необычной. В фокусе внимания выступающих оказалась повседневная жизнь северян.
Быт меняет историю
Совершенно ясно, что бытовая составляющая прошлого, во-первых, является неотъемлемой частью этого самого прошлого, а во-вторых, она серьезно влияет на выработку, принятие и, главное, на реализацию тех или иных политических решений. Самый простой пример, который помнят многие, это путч 1991 года, когда, казалось бы, благие намерения заговорщиков – спасти от развала СССР – натолкнулись на сопротивление обычных людей. Они видели ситуацию со своей стороны – со стороны дефицита, пустых прилавков магазинов, партийного контроля жизни и прочего негатива. И возвращаться обратно люди просто не захотели. В итоге великая держава перестала существовать. Почти как у Маяковского – советская лодка разбилась о быт.
В науке существует направление, получившее название «историческая антропология», которое как раз и рассматривает историю с позиций ее участников. По сути, это междисциплинарное направление, поскольку требует от исследователя знаний социологии, психологии, антропологии. Кроме того, историческая антропология разрывает границы отдельных отраслей истории – экономической, политической, культурной, военной и помогает увязывать их в единый процесс. В этом и трудность: исследователь должен быть энциклопедически образован и обладать недюжинной интуицией, чтобы не запутаться в огромной массе фактов и не превратиться в обычного собирателя.
О пьянстве и лошадях
Что же касается «круглого стола», то представленные доклады освещали все же не всю повседневность, а лишь ее отдельные составляющие. Да, пьянство в Мурманске 20–30-х годов было частью повседневности, это бесспорно. Но оно в конечном итоге не повлияло на стремительное развитие Мурманска. Хотя из доклада сотрудника ГАМО Дмитрия Ермолаева было интересно узнать, что термин «самогоноварение» появился именно в годы революции. Что антибелогвардейский переворот 1920 года в Мурманске происходил на фоне Масленицы, когда «публика перепилась». Что в 1928 году наш регион прославился на всю страну благодаря одному из известнейших поэтов того времени Демьяну Бедному, который откликнулся на газетное сообщение о повальном пьянстве в одном из становищ Кольского полуострова. И что в начале 30-х годов секретарь Мурманского окружкома ВКП(б) допился до такой степени, что написал сам на себя анонимный донос с требованием привлечь себя к ответственности за пьянство.
Близко к докладу Дмитрия Анатольевича было сообщение главного библиотекаря отдела краеведения Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки Елены Михайловой о том, какими виделись мурманские рестораны известным советским писателям. За основу она взяла работы Георгия Владимова, Константина Паустовского, Владимира Блинова. Пересказывать доклад Елены Рудольфовны не буду, но посоветую всем прочитать их произведения, благо они есть в открытом доступе в Сети, и ознакомиться с ними можно, не покидая любимого дивана. Скажу лишь, что в ресторанной жизни Мурманска за сто лет, как в зеркале, отразились все изменения нашего общества – от варварской роскоши двадцатых через бренчание заезжих или местных музыкантов и строгих швейцаров в шестидесятые – до праздника жизни «братков» 90-х.
Любопытный доклад о гужевом транспорте Мурманска представил краевед Евгений Данилкин. Эту сторону жизни мурманчан 20–30-х годов мы действительно практически не знаем. Точнее, забыли. А в то время лошадкам альтернативы не было. Их специально закупали в других регионах, потому что рожденные на Севере скакуны не отличались ни статью, ни силой, ни выносливостью.
Перевезти пуд груза от вокзала до порта стоило в 1925 году 13 копеек. Зарабатывали извозчики неплохо, иной раз их доход в день составлял 20–25 рублей. Это был частный промысел, и хозяин лошади не только кормил и обихаживал ее, но платил за коня специальный налог. А если его савраска начинала поедать травку в центре города, то еще и штраф. А если она это делала в отсутствие хозяина, то ее отводили на конскую «штрафстоянку» и извозчик платил не только штраф, но и компенсировал затраты на ее прокорм.
Все попытки государства искоренить частников-извозчиков долгое время не приносили успеха. И только внедрение автомобильного транспорта в 30-х годах стало постепенно вытеснять лошадей из сферы грузоперевозок. Только в 1954 году постановлением горсовета Мурманска было запрещено использовать гужевой транспорт на проспектах Ленина и Сталина, а также на улицах Кольской и Ленинградской. Но в остальных частях города лошадки по-прежнему перевозили поклажу и пассажиров. И так продолжалось еще долго. Лично я видел телегу с лошадью в начале 80-х годов. Добавим один интересный факт: автор знаменитой песенки московского извозчика Ярослав Родионов в годы войны был сотрудником газеты Северного флота «Краснофлотец». Погиб при бомбежке в 1943 году и похоронен в Полярном.
Разная повседневность
Доклад кандидата исторических наук Александра Чапенко был посвящен быту бойцов и командиров 14-й армии, оборонявшей Мурманск в годы Великой Отечественной войны.
– Повседневность на войне очень сложно привести к общему знаменателю, – говорит Александр Александрович. – Совершенно очевидно, что быт первого секретаря обкома партии Максима Старостина или командующего 14-й армией будет сильно отличаться от быта солдата на передовой и восприятие повседневности у них будет совершенно разное. Также очень сложно сравнивать быт пехотинца с бытом моряка или летчика. Если говорить о быте военнослужащих 14-й армии, то он начинает создаваться только во второй половине сентября 1941 года, когда война приобретает позиционный характер. До этого момента военные действия носили очень динамичный характер, и о быте мало задумывались. Достаточно сказать, что воины 52-й стрелковой дивизии, участвуя в боевых действиях с 6 июля, первый раз сходили в баню только в середине сентября. Чуть позднее стали строить блиндажи и землянки. До этого народ спал где придется и как придется. Воины Полярной дивизии вообще жили в шалашах из веток и палок. Вместо печек использовали коробки от пулеметных лент, стройматериалы и дрова находили здесь же, поскольку их доставка была не налажена. Впоследствии в районе реки Ура были созданы тыловые службы, и быт солдат стал потихоньку налаживаться, хотя и здесь не все было гладко.
Ближе всех из участников «круглого стола» подошел к раскрытию темы журналист и краевед Андрей Сычев. Правда, он скорее поделился своими планами, сообщив, что уже много лет собирает материалы для написания книги, которая как раз и будет посвящена повседневной жизни мурманчан второй половины ХХ века. Но подробностей раскрывать не стал. Ну что ж, будем с нетерпением ждать книгу.
– Я собирал эти сведения в беседах с разными людьми, – говорит Андрей Андреевич. – Кто-то из них был большим начальником, а кто-то – вором в законе. Но каждый вспоминал те мелочи, которые тогда были обыденностью, а сейчас безвозвратно ушли. Как справляли свадьбу, как ходили в кино или на дискотеку, как знакомились, где и как брали карманные деньги и так далее. Я ограничил свой интерес периодом до перестройки, ведь потом началась совсем другая жизнь. И мне она уже не столь интересна.
Кандидат исторических наук Дмитрий Жалнин в своем докладе хорошо показал, с какими трудностями сталкивается исследователь повседневности, на примере попытки реконструкции быта гарнизонов Северного флота в 50–60-х годах прошлого века.
– Фактически это была изолированная группа людей, никак не связанная, кроме службы, с местностью, где проходит их деятельность, – говорит Дмитрий Евгеньевич. – Население таких поселков постоянно менялось, не оставляя после себя каких-либо записей о своей жизни. И сегодня мы можем судить об их быте по постройкам того периода, да еще по фильмам, в которых не всегда реалии быта находят отражение. А если и находят, то далеко не всегда верно.
Подводя итоги «круглого стола», Дмитрий Жалнин, который одновременно являлся его модератором, отметил:
– Изучение истории повседневности позволяет нам не только «расцветить» историческую картину, но и подойти к осознанию мотивации поступков участников подчас уже очень далеких от нас событий.
Андрей КИРОШКО.
Фото с сайта murmanarchiv.ru и коллекции Евгения Данилкина.