В сегодняшнем номере «Вечерки» мы решили вспомнить несколько фронтовых историй, рассказанных нашими читателями в разные годы ко Дню Великой Победы.
Мандарины в обертках
Мурманчанка Раиса Доманова (в девичестве Сотникова) на всю жизнь запомнила небольшие коробочки мандаринов в красивых обертках, которые привез с войны дядя Сережа. Это тогда чудом казалось. И забыть о нем невозможно. Ведь в Мурманске были карточки, голодно, мандарины были в диковинку.
Дядя Сережа, мамин брат Сергей Устинович Трясунов, отважный мурманчанин! Две войны прошел. Был связистом в белофинскую, по лесам на пузе, по-пластунски, считай, весь Кольский полуостров прополз. В Великую Отечественную вместе с отцом Раисы Александровны Александром Евстафьевичем Сотниковым с первых дней ушел на фронт. 24 июня 1945 года был участником первого Парада Победы на Красной площади. Ему выпало почетное право пройти с группой воинов, которые несли 200 опущенных знамен и штандартов разгромленных гитлеровских войск. Они бросили эти знамена на деревянные помосты у Мавзолея. А трибуны взорвались аплодисментами!
Отец Раисы Домановой, к сожалению, не дожил до Победы, он погиб в октябре 1944 года, защищая Кольское Заполярье на Печенгском направлении. И его имя навсегда вписано в героическую историю Великой Отечественной войны.
Счастливое шампанское
Мурманчанка Валентина Шумилкина, вся семья которой пережила чудовищные годы Великой Отечественной войны, до сих пор вспоминает, как с мамой и сестрой уезжали из Мурманска в эвакуацию под грохот снарядов и вой сирен, когда уже бомбили Росту. Папа, Михаил Назарович, остался в Мурманске работать в торговом порту и нести службу в войсках местной противовоздушной обороны – МПВО. Он был вышковым наблюдателем. Его пост находился на семиэтажном здании на проспекте Сталина, сейчас это проспект Ленина. Михаил Назарович следил за немецкими самолетами, бомбившими город. О том, сколько, каких и куда было сброшено бомб, он сообщал в штаб гражданской обороны. А из штаба поступала команда пожарным дружинам.
Отец Валентины Михайловны потом вспоминал, что во время войны мог погибнуть трижды. Один раз бомба попала ровнехонько в то место, где он, кладовщик портового продовольственного склада, стоял минуту назад! Все коробки с продуктами разлетелись по территории порта и акватории залива.
Второй раз осколками снаряда во время бомбежки срезало лестницу, которая вела к наблюдательной вышке, и отважный горожанин повис между небом и землей. К счастью, на выручку вовремя подоспели товарищи.
А третий случай произошел перед Новым, 1943 годом. Михаил Назарович возвращался с работы по улице Коминтерна и зашел в бывший магазин «Пассаж» купить что-нибудь к празднику. Магазинчик был небольшой, деревянный и стоял напротив ТПО. На бутылку шампанского не хватило денег, и он было повернулся, чтобы выйти. Как вдруг услышал звук летящего самолета и вой падающей бомбы, мгновенно выскочил из магазинчика и упал в траншею у дороги. Когда очнулся, то увидел, что «Пассажа» больше нет. А в магазине оставались продавец и еще два покупателя…
Валентина Шумилкина говорит о своем отважном отце, что он был рядовым тружеником военного времени, как и многие мурманчане. И особенно запомнил 18 июня 1942 года, когда во время чудовищной бомбежки сгорел их дом на улице Туристов. Он видел все это со своей наблюдательной вышки. Сердце сжималось! Но покинуть свой пост Михаил Назарович не мог.
Продовольственный паек
Мурманчанка Татьяна Иванова, глядишь, скоро правнучкам будет рассказывать уникальную семейную историю о том, как ее родители Мария Филипповна и Ефим Николаевич Матвеевы расписались, минуя все препятствия чудовищных военных лет: Мария Филипповна жила в прифронтовом Мурманске, а Ефим Николаевич воевал на фронте.
Союз двух мурманчан родился еще до начала Великой Отечественной войны, и в семье подрастала дочка. Но поскольку молодые люди считали, что отношения скрепляет любовь, а не штамп в паспорте, в загс они не пошли. И таких семейных пар в те времена, кстати, было немало.
Однако с началом войны выяснилось, что без официального оформления отношений Марии Филипповне не могли выдать продовольственный паек как жене фронтовика. А он был никак не лишним! В семье Ивановых до сих пор бережно хранят заявление, которое Ефим Николаевич отправил с фронта в мурманский загс. Там всего-то несколько строк: «Прошу оформить мой брак с гражданкой Дегтевой Марией Филипповной, проживающей по адресу: город Мурманск, проспект Сталина, дом 44, квартира 32».
Младшая дочка супругов Татьяна Иванова, родившаяся сразу после войны, к слову, живет в этом доме до сих пор. В ее памяти хранятся рассказы отца, который с первых дней прошел всю войну, форсировал реку Одер, где отморозил ноги, освобождал Будапешт! Участвовал в боях по разгрому гитлеровских войск в районе озера Балатон, за что получил благодарность от Маршала Советского Союза Толбухина. Дошел до Австрии, откуда послал открытку старшей дочери, которой 21 апреля 1945 года исполнилось девять лет. И это был лучший подарок к ее дню рождения!
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из альбома «Мурманск в старых фотографиях».