30 апреля пожарной охране России исполнилось 375 лет. Это знаковое событие для всех, кто ежедневно готов дать отпор беспощадному пламени – пожарам, уничтожающим все на своем пути. Один из них – начальник пожарной части № 11 по охране города Мурманска подразделения Государственной противопожарной службы Управления по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области Валерий Макрецкий.
Более четверти века он посвятил борьбе с огнем и спасению людей. И за это время ни разу не пожалел о своем профессиональном выборе.
Судьбоносный случай
– На работу в пожарную охрану я пришел не по зову сердца, не в качестве продолжателя династии и не из-за героических примеров из советских кинолент, – рассказывает Валерий Макрецкий. – Это была воля случая. В 1990-х годах я демобилизовался из армии, встал вопрос с трудоустройством. Попробовал себя в разных сферах – понял, что не мое. И решил устроиться в пожарную охрану, в ту самую часть, которой сейчас руковожу. Правда, в то время она была не одиннадцатой, а второй. Так с января 1998 года и начался мой путь в «пожарке».
За это время Валерий Вильгельмович изучил все тонкости работы пожарной охраны. Начал с должности рядового огнеборца, затем был командиром отделения, начальником караула, оперативным дежурным по пожаротушению, старшим оперативным дежурным Управления по ГОЧС и ПБ Мурманской области. Семь лет назад наш земляк вернулся в родные пенаты – в пожарную часть на улице Алексея Хлобыстова, но уже в качестве начальника.
– В правильности выбора своего трудового пути я убедился буквально с первых смен, с первых суточных дежурств в карауле, – вспоминает Валерий Макрецкий. – Хотя все мы помним, что конец девяностых был непростым периодом для всей страны, и пожарная охрана – не исключение. Пришлось пережить и задержки зарплаты, и недостаток финансирования и обмундирования, и работу со старой техникой. Но все эти трудности компенсировались особенной атмосферой, чувством локтя, настоящей крепкой дружбой. Ну и, конечно, невероятным драйвом, который испытываешь каждый раз, когда вступаешь в бой с опасной стихией и выходишь из него победителем.
Зритель в полной экипировке
За 26 лет работы в пожарной охране Валерию Вильгельмовичу пришлось повидать немало, принять участие в тушении возгораний на различных объектах разных классов опасности. За ликвидацию некоторых их них мурманчанину даже вручены высокие награды. Но о них пожарный Макрецкий говорить не любит, на груди медали не носит. И, как большинство своих коллег, скромно называет свои подвиги по спасению людей, имущества, зданий и сооружений от огня просто работой, своим долгом.
– Помню свой первый пожар, – с улыбкой говорит мой собеседник. – Совсем мальчишкой был, 21 год. Заступил на дежурство. И тут тревога, быстрые сборы, едем тушить мусоропровод. Ну, думаю, сейчас пройду боевое крещение. Но не случилось – наша помощь ребятам из первого отделения не понадобилась, сами потушили. Так что на своем первом пожаре я был просто зрителем. Хоть и в полной экипировке.
Впоследствии отточить навыки по тушению мусоропроводов Валерий Макрецкий смог до совершенства – горят они до сих пор с завидной регулярностью. Но, несмотря на кажущуюся простоту, такие пожары требуют не меньшего внимания, ведь любое несанкционированное возгорание непредсказуемо. Потому каждый выезд к месту ЧП для пожарных – это поездка в неизвестность.
– За годы службы я, пожалуй, принимал участие в тушении всех возможных объектов, кроме самолетов, – говорит Валерий Макрецкий. – Даже пожар на поезде помню, полыхнул в районе пожарной части № 1. Запомнился и огненный шторм в районе улицы Лодыгина. Очень серьезный пожар был, из-за сильнейшего ветра с Кольского залива стихия буквально шла на нас стеной, долго с ней боролись.
Десятки километров ответственности
Одними из основных направлений работы мурманской пожарной части № 11 остается тушение пожаров в жилом фонде. В прошлом году ее сотрудники выезжали на квартирные ЧП 278 раз. Причем почти в половине из этих случаев ребята из одиннадцатой «пожарки» отправлялись на подмогу своим коллегам из других частей.
– Наш основной район выезда – Ленинский, довольно большой и, будем честны, не самый благополучный в отдельных частях округ города, – поясняет Валерий Макрецкий. – На улицы Бредова, Подстаницкого, Виктора Миронова, Калинина, в некоторые уголки Росты мы выезжаем очень часто. Причина проста и понятна – там проживает немало граждан с трудной судьбой, которые по неосторожности, безответственности, а зачастую и просто по «синей лавочке» устраивают пожары. Но работаем мы и на североморском направлении, и в центре Мурманска, если там случаются пожары повышенного класса опасности.
К слову, именно из-за столь большой «зоны покрытия», мурманская пожарная часть № 11 остается самой выездной в регионе.
– В моем послужном списке значится 23 выезда по тревоге за сутки. А у более старших коллег бывали случаи, когда их количество переваливало за три десятка, – добавил Валерий Вильгельмович.
Рассказал начальник 11-й пожарной части и про масштабное ЧП, куда огнеборцы добрались буквально мгновенно, – загорелась муниципальная четвертая баня, которая стоит с ними бок о бок.
– Случилось это 10 февраля 2008 года, я тогда был молодым начальником караула, – говорит мурманчанин. – Заступил на смену, провел с пацанами занятие, «дежурка» молчит, все спокойно. И вдруг – вызов. Горит соседняя баня. Приезжаем и понимаем, что здание очень скоро может стать братской могилой для нескольких десятков человек. Услуги бани в тот день были по льготным ценам, а то и вовсе бесплатны для пожилых, ветеранов и инвалидов. Потому посетителей в комплексе было много. От огня и едкого запаха гари, которые распространялись очень быстро, люди спасались как могли – прятались в парилках, подсобках, душевых. Действовать надо было быстро. Разбил караул на звенья, одних отправил на тушение, вторых – на спасение. Человек тридцать тогда вытащили, кого в одних купальных плавках, кого в банных полотенцах. А на улице лютый мороз. Отогревали, помню, в своих машинах, горячим чаем отпаивали, успокаивали как могли…
К слову, за самоотверженную и грамотную работу на этом ЧП Валерий Макрецкий получил очередную, но самую дорогую его сердцу медаль – «За спасение погибавших».
Зов сердца
Спасать людей из огня Валерию Вильгельмовичу за годы работы приходилось нередко. Но рассказывать об этих подвигах он не любит. Более того, даже подвигами их не считает.
Называет просто долгом. Внутренним. Зовом души и сердца.
– Помню, пришлось вытаскивать из горящей квартиры ребенка с ограниченными возможностями здоровья, неходячего подростка, – рассказывает начальник мурманской пожарной части № 11. – Мальчонку в помещении быстро нашел, специальный капюшон на него надел, к своему кислородному баллону подключил и на руках из огня вынес. А как ему без инвалидного кресла-коляски? Оно ж еще и дорогое, наверное. Пошли за креслом. Вынесли и его.
А сколько наши пожарные спасли домашних питомцев, уже и не сосчитать.
– Бывает, приезжаешь на квартирный пожар, где жильцы сами на улицу выбрались, а их Шарики и Мурки в горящей квартире остались, – добавил Валерий Макрецкий. – И погорельцы, рыдая, умоляют спасти любимых питомцев. Ну разве откажешь? Для многих ведь домашние животные – это члены семьи. Идем, находим и спасаем. Лично на руках и овчарок, и питбулей выносил. И, к слову, ни разу никто из четвероногих сопротивления не оказывал, не кусал.
Работа на результат
Не обходятся караулы 11-й пожарной части и без ложных вызовов. К счастью, сейчас они по большей части непреднамеренные – за шутки о пожарах полиция возбуждает уголовные дела.
– Когда я работал начальником караула, нам поступил вызов. Бабушка сообщила диспетчеру, что в районе складов на улице Промышленной что-то очень сильно дымит, – продолжает Валерий Макрецкий. – Выезжаем, полчаса колесим по району, а ни увидеть, ни учуять дым не можем. Взяли у диспетчера координаты информатора. Приехали к бабуле, которая жила в девятиэтажке на пригорке, решив определить место ЧП с ее ракурса. Старенькая северянка с тревогой повела нас на балкон, мол, посмотрите, мальчики, как дымит все внизу. И что вы думаете? Это оказался всего лишь густой утренний туман. Бабулю мы, конечно, ругать не стали, за бдительность поблагодарили и поехали в часть.
Любители шашлыков тоже нередко добавляют работы нашим пожарным. В Ленинском округе самыми проблемными местами в этом отношении много лет остаются зеленая зона у мемориала Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны и спуск от памятника «Ждущая» к Нижнеростинскому шоссе. Последний склон горит регулярно.
– Как-то, отработав на пожаре в заброшенной «деревяшке» вместе с коллегами из первой части, едем с ребятами из центра вдоль залива, как раз в районе «Ждущей», – вспоминает Валерий Вильгельмович. – И тут видим, как за железнодорожными путями два асоциальных товарища сложили в кучу сухие ветки и собрались на костре обжигать электрокабели, видимо, хотели потом цветмет сдать. Открываю окно и кричу изо всех сил, чтоб ничего не поджигали. Но разве ж их остановишь?.. Спичка, искра, пара мгновений – и пожар тут же начинает расползаться по сухой траве склона. Часов на пять там застряли – тушили.
Сейчас, уже будучи начальником, Валерий Вильгельмович все также нередко выезжает со своими парнями на пожары, те, которые повышенной сложности. Один из последних произошел в феврале этого года. Тогда на улице Александра Невского загорелся цех по производству рыбных консервов. Бороться с пламенем пришлось с вечера до раннего утра.
Боевые «экспонаты»
Не забывает коллектив пожарной части № 11 и об общественной, просветительской работе. У них в гостях регулярно бывают воспитанники детских садов, школьники, благотворительные организации. Экскурсии по части всегда проходят с аншлагом, ведь детворе не только показывают, как устроен быт пожарных, но и разрешают примерить экипировку, посидеть за рулем пожарной машины, почесать за ушком кота Бостона, который несколько лет назад забрел на территорию части и так тут и прижился.
– Вы бы видели удивление ребят, когда мы рассказываем о наших нормативах, – отметил Валерий Вильгельмович. – К примеру, на одевание боевой одежды дается 24 секунды. Для них это кажется невыполнимым. Но у нас есть отлаженный алгоритм, показываем и даже предлагаем повторить.
А вот в многочисленные профессиональные приметы сотрудники 11-й пожарной части не верят. Хотя считается, что нельзя чистить сапоги перед дежурством, иначе обязательно случится выезд, нельзя надевать на дежурство новую одежду, нельзя мыть голову после возвращения с вызова, иначе случится новый вызов в это же дежурство.
– В нашей части хоть соблюдай приметы, хоть не соблюдай, а работать все равно придется, от чистоты сапог и наличия обновок это совсем не зависит, – шутливо отметил Валерий Макрецкий. – Хотя со службой пожаротушения, когда я ухожу с работы, рукопожатиями никогда не обмениваемся. В ином случае точно скоро встретимся из-за ЧП. А ведь как бы я не любил свою работу, которая стала делом всей жизни, побыть с семьей тоже хочется.
В наш профессиональный праздник желаю всем коллегам сухих рукавов, крепкого здоровья и душевной гармонии. А мурманчан прошу всегда максимально аккуратно обращаться с электричеством, открытым огнем, эта стихия не прощает легкомысленного к себе отношения.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото автора и из архива мурманской ПЧ № 11.