Апрель принято считать месяцем российского космического триумфа. Вспоминать знаменитое гагаринское «Поехали!». И его исторический полет, открывший человечеству дорогу в космос. А в Мурманской области еще и вспоминают визит Юрия Гагарина в 1965 году, уже после его знаменитого 108-минутного полета.
Самые незабываемые впечатления от этого визита остались, пожалуй, в Мурманске и поселке Корзуново, где Юрий Алексеевич проходил срочную службу в истребительном полку авиадивизии.
В архиве «Вечерки» есть бесценные свидетельства очевидцев этого визита. И первый из них – Владимир Кисенко, с 1965 по 1972 год работавший вторым секретарем обкома ВЛКСМ.
Злополучный шнурок
«Мы познакомились с Гагариным году в 1956-м, когда я работал секретарем комитета комсомола «Печенганикеля», а он служил в Печенгском районе в поселке Корзуново. Мы много общались. Конечно, я тогда и предположить не мог, что передо мной будущий Герой Советского Союза, – рассказывал «Вечерке» Владимир Николаевич Кисенко. – Он для всех нас – друзей, знакомых – был просто Юркой, в общем-то, еще мальчишкой. Помню, когда Гагарин полетел в космос, все начали лихорадочно искать фотографии, на которых были запечатлены вместе с ним.
Отлично помню 12 апреля 1961 года! Люди вылетели на улицу и кричали, как счастливые дураки: «Это Гагарин! Это мы! Это Советский Союз!».
И это не только в Мурманске было, в Мурманской области – по всей стране. Юру любили, им гордились, к нему относились как к члену семьи. Он приехал в Мурманскую область через десять лет после службы в Корзуново. Это уже был заматеревший мужчина, герой, о котором знал весь мир. Мы, конечно, не могли не спросить: «Юрий Алексеевич, ты же после полета в космос самому Хрущеву об этом докладывал, наверняка волновался здорово?». А он сморщил нос ну совсем как мальчишка и улыбнулся: «Да я пока по ковровой дорожке к Хрущеву шел, на моем ботинке развязался шнурок. Так боялся на него наступить, что все остальные чувства ушли как бы на второй план!».
Сигану вниз!
«Официальная цель визита Гагарина в Мурманск была такая: обком комсомола, а я тогда работал там вторым секретарем, выиграл соревнование по шефству над военными, мы шефствовали над Северным флотом, и Юрий Алексеевич должен был вручить нам переходящее знамя, – продолжал рассказ Владимир Николаевич. Специально для него была составлена программа мероприятий, график поездок был очень плотный. Но, несмотря на все это, Гагарин очень захотел побывать в Корзуново, повидать бывших сослуживцев. Мы должны были четко контролировать программу пребывания первого в мире космонавта. Но кто мог устоять перед Юрой, перед его улыбкой?!
Командующий Северным флотом дал на эту поездку добро и выделил самолет. Знаю, что летчики, Юрины сослуживцы, были очень рады. Они-то думали, что Гагарин большим человеком стал, их забыл. Я сопровождал Гагарина в его поездках.
Помню, была встреча с экипажем ледокола «Ленин». Пришли на атомоход, с командой встретились, посидели в кают-компании. Вроде уже и уходить пора, Юрия Алексеевича на следующем мероприятии ждут. И вдруг на палубе «Ленина» сталкиваемся с морским пограничником. Высота от палубы до воды – метров пятьдесят-шестьдесят. И пограничник выдает: «Юрий Алексеевич, если не пойдете сейчас на встречу с моими сослуживцами, сигану вниз!». И к краю двигается! Гагарин развел руками: «Ну, раз такое дело... Встречусь, конечно!».
Плюнул на нашу программу, нарушил график мероприятий и отправился на стоящий неподалеку маленький сторожевой корабль. Народу в него набилось несметное количество!».
Натиск девчонок
«Еще одна интересная история в Мурманске была с Гагариным, – вспоминал Владимир Кисенко. – Обком комсомола запланировал во Дворце культуры имени Кирова встречу первого космонавта с трудными подростками. Юра в школе и сам примерным поведением не отличался, хватал двойки, вообще у него трудное было детство. Гагарин, не думая, согласился выступить на этой встрече – он любил детей. И тут, узнав об этом, в обком сбежались главы роно, директора школ. Крику было! Мол, как это так? Такой человек в Мурманск приехал – а билеты на встречу с ним раздали каким-то хулиганам! Отличники тоже хотят пообщаться с легендарным Гагариным, может, они тоже космонавтами станут! Словом, пришлось ставить в зал «Кировки» стулья, для того чтобы поместились еще и отличники.
А накануне мероприятия к нам прибежали из горкома комсомола со словами: «Спасайте! Директора школ едва удерживают натиск девчонок! Они тоже рвутся на встречу с Гагариным. Кричат: «Почему мальчишкам можно с ним общаться, а нам нельзя?! Мы тоже хотим быть космонавтами!».
В результате ребятишкам пришлось сидеть по двое на одном стуле. Но, мне кажется, они даже не замечали неудобств – все взоры были устремлены на первого космонавта планеты. Перед этой встречей мы его специально предупредили: «Юра, не вздумай спускаться в зал, дети все-таки, мало ли что». А он, оказавшись среди ребят, начисто забыл о наших предупреждениях. И конечно, спустился в зал. Что было! Одни совали ему авторучки для автографа, другие тащили за штанины, за френч, дергали за пуговицы... Чуть «не разобрали» на сувениры. Насилу Гагарина спасли».
Оторвавшаяся пуговица
«Как-то перед поездкой на один из кораблей Северного флота захожу к Юрию Алексеевичу в гостиничный номер, а там ну просто форменный бедлам! – рассказывал Владимир Николаевич. – Кто-то шкаф отодвигает, кто-то перетрясает постельное белье, чьи-то ноги торчат из-под кровати…
Оказалось, что от гагаринского френча оторвалась пуговица. И потерялась. А как же он, Герой Советского Союза, поедет на встречу без пуговицы?! Прибегали военные моряки, предлагали пуговицы от своих френчей, но они были с якорем, а нужна была со звездой. Юра расстроился, конечно. Надел шинель. Засунул руку в карман. И вынул оттуда... потерянную пуговицу!
Безусловно, Гагарин встречался и с комсомольским активом. И вот на этой встрече был молодой парень в форме летчика гражданской авиации. Он подошел к космонавту, они о чем-то долго говорили. Потом Юра объяснил: «Это мой коллега, друг моих очень хороших друзей. Он пригласил меня в гости».
Мы не хотели, чтобы Гагарин куда-то ехал, боялись за него. И выдвинули железный аргумент: «У нас же программа, плотный график мероприятий». Но Юрий Алексеевич не сдавался: «Ну мероприятия же вечером, я к этому времени вернусь». А вернулся только под утро. Мы чуть ли не ночное дежурство устроили у его номера, здорово переживали.
Оказалось, что друзья накрыли стол, не без спиртного, разумеется, полночи вспоминали о юности, молодости. Кстати, выпивал Юра – будь здоров! Но с утра всегда был как огурчик.
А прощались очень тепло. Он подарил мне фотографию, подписал: «Моему другу Володе Кисенко на долгую память». Напоследок мы еще раз увидели его знаменитую улыбку.
Тогда никто не мог знать, что мы видим Юру последний раз».
Напилили дров с Гагариным
Эдмунд Вертинский, один из руководителей уголовного розыска Мурманского областного УВД, рассказывал «Вечерке», как в 1956 году прибыл в поселок Корзуново после окончания северодвинской школы младших авиационных специалистов.
– В 1957 году в Корзуново прибыли офицеры – выпускники летных училищ, в том числе и Юрий Гагарин, – вспоминал Эдмунд Витольдович. – Он попал в нашу эскадрилью, в наше звено. Каждое утро на построении вместе стояли. Был Гагарин небольшого роста, в отличной физической форме. Как-то увидел, как он в одиночку пытается дрова напилить. Предложил помочь. А он в шутку спрашивает: «Пилу-то держать умеешь?». Ну, я ответил: «Я ж в Белоруссии вырос, в деревне!». В общем, напилили дров с Гагариным. Последний раз увиделись уже после его полета в космос, он приезжал в Корзуново на встречу, узнал меня, улыбнулся, подошел, пошутил, что я раздобрел, пригласил на дружеский ужин. Но я, к сожалению, тогда на ужин приехать не смог…
А Гагарина таким навсегда запомнил – с улыбкой.
Справка
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске (сейчас – Гагарин) Гжатского (сейчас – Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника.
Отец – Алексей Иванович Гагарин. Мать – Анна Тимофеевна Гагарина. Супруга – Валентина Ивановна Гагарина (в девичестве – Горячева). Дети – дочери Елена и Галина.
В 1951 году окончил ремесленное училище в Люберцах и получил профессию формовщика-литейщика. Затем – школа рабочей молодежи.
В 1957 году стал выпускником Чкаловского военного авиационного училища летчиков имени Ворошилова в Оренбурге.
В 1968 году окончил с отличием Военно-инженерную академию.
Проходил службу летчиком-истребителем в истребительном авиационном полку Северного флота.
11 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС зачислен в отряд космонавтов.
12 апреля 1961 года совершил первый в мире полет в космос продолжительностью 1 час 48 минут на космическом корабле «Восток».
С 23 мая 1961 года – командир отряда космонавтов.
С 20 декабря 1963 года – заместитель начальника Центра подготовки космонавтов.
Погиб 27 марта 1968 года в авиационной катастрофе близ деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полета на самолете.
Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.