Уникальный музыкальный инструмент терменвокс услышали мурманчане в Мурманской областной филармонии. Впервые в столице Заполярья музыкант Петр Термен представил изобретение своего прадеда – советского композитора Льва Термена.
Гениальная идея
Музыкальный вечер был наполнен «пением» бесконтактного электронного музыкального инструмента в сопровождении органа. По-новому звучали великие произведения Баха, Генделя, Морриконе, Пьяццолы. Также Петр Термен исполнил свои авторские произведения.
Концерт «Музыка из воздуха» был наполнен широким спектром фантастических звуков и ассоциаций: от космических до готических. Потому что на терменвоксе легко можно имитировать звуки как человеческого голоса, и даже большого хора, так и скрипки, виолончели и других музыкальных инструментов.
Удивительные звуки извлекаются за счет электромагнитного поля между двумя металлическими антеннами, установленными в деревянном блоке.
Горизонтальная часть инструмента отвечает за громкость, а вертикальная – за высоту тона. Со стороны кажется, что музыкант просто загадочно двигает руками возле антенн, не прикасаясь к ним, а на самом деле каждое его движение отточено и очень тонко прочувствовано с точностью до миллиметра. Музыку рождает мастерство исполнителя и законы физики.
– Это инструмент со свободным интонированием, чтобы найти и зафиксировать ноту, нужна координация слуха и внимания, – рассказал о тонкостях игры Петр Термен. – Сам Лев Термен, мой прадед, считал его песенно-голосовым инструментом. В юношеском возрасте ему пришла в голову гениальная идея, что звук можно воспроизвести движениями рук, потому что в 12 лет во время учебы в гимназии он провел эксперимент с катушкой Теслы. А в 1918–1919 годах он обнаружил, что если приблизить руку к радиоантенне, то немного меняется частота звука в наушнике. Этого было достаточно, чтобы он понял – это будущий музыкальный инструмент.
Одним из первых поклонников терменвокса называют Владимира Ленина, у которого новое изобретение некоторое время находилось в личном кабинете в Кремле и служило одним из инструментов пропаганды электрификации страны. Лев Термен даже стал обладателем специального мандата для бесплатного проезда по железным дорогам, чтобы выступать по российским городам и селам с концертами.
Звук машины времени
Космическое звучание терменвокса очень популярно в кинематографе. Впервые звук терменвокса был использован композитором Дмитрием Шостаковичем в музыкальном сопровождении к фильму «Одна» в 1931 году.
Звук машины времени в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», зловещие звуки в оскароносном фильме Альфреда Хичкока «Завороженный» – это самые известные использования терменвокса в кино. Также электроакустикой наполнены всемирно известные хиты групп «Led Zeppelin», «Pink Floyd», «Rammstein» и других музыкантов.
В Мурманске кроме всемирно известной классики на сцене прозвучали авторские произведения. Например, «Хиросима, моя любовь», для исполнения которой Петр Термен использовал также ноутбук и контроллер для создания эффекта мультинструментальной игры, вызывающей ассоциацию с городом, на который обрушиваются ядерные бомбы.
Петр Термен является одним из ведущих исполнителей терменвокса в мире и руководит Школой терменвокса в Москве и Санкт-Петербурге. Он также создает авторские произведения для современного кинематографа, выступает с концертами в российских городах, как правило, объединяя звучание терменвокса вместе с органной музыкой.
– Для выступлений перед публикой мы выбираем музыку, которая подходит для инструмента и может по-новому его раскрыть, – рассказал Петр Термен. – До сих пор одним из самых виртуозных исполнителей на терменвоксе считается Клара Рокмор – ученица Льва Термена и скрипача Леопольда Ауэра. Она продемонстрировала удивительную подвижность инструмента, сыграв все четыре части сонаты Сезара Франка для скрипки и фортепиано еще в 1937 году.
Терменвокс и сегодня остается футуристичным по своей природе, олицетворяя больше «музыку будущего». Космической магией его звучания прониклись и мурманчане на концерте «Музыка из воздуха».
Елена СТАНОВАЯ.