Осенью 2023 года завершилась третья по счету экспедиция Северного флота (СФ) и Русского географического общества (РГО) «Помни войну», посвященная поиску погибших в годы Великой Отечественной войны кораблей и судов. На днях в Мурманской областной научной библиотеке капитан первого ранга, начальник отдела гидрографической службы СФ Алексей Корнис рассказал об итогах этой большой работы.
Немного истории
– Идея подобной экспедиции появилась в 2013 году, когда силами гидрографической службы Северного флота была обнаружена потопленная немецкая подводная лодка U-387, – пояснил Алексей Корнис. – К сожалению, возможности реализации этой идеи в то время были затруднены. Но гидрографы совместно с силами поисково-спасательного обеспечения продолжали работу, и в 2013–2021 годах ими было обнаружено 10 кораблей и судов. Среди них были и знаковые для истории флота корабли. Например, подводные лодки К-2 и Д-3.
Поясним важность этих находок. Экипаж подводной лодки К-2 в сентябре 1941 года стал родоначальником артиллерийского салюта по числу потопленных кораблей. Это стало традицией для всех флотов СССР. А лодка Д-3 («Красногвардеец») была в серии первых субмарин, построенных в СССР в 1927–1931 годах. На Север она прибыла осенью 1933 года и совместно с однотипной Д-1 стала своеобразным университетом для североморских подводников.
– В 2020 году к теме комплексной экспедиции по поиску погибших в годы Великой Отечественной войны кораблей и судов удалось вернуться, – продолжает Алексей Викторович. – Проект получил полную поддержку командования флота, которая по мере роста результатов только увеличивалась.
Для военных моряков экспедиция – это в первую очередь важнейший элемент боевой подготовки. В ходе поиска отрабатываются методы обнаружения затонувших судов, испытываются новые образцы оборудования и делается многое другое. Ведь не имеет значения, какой объект ищется: затонувший сто лет назад или вчера. Тут важна тренировка экипажей, которым, не дай бог, вдруг придется искать своих современных коллег. Регулярный тренинг тут просто необходим.
Для любителей истории более интересен чисто исторический аспект. Увы, но многие корабли и суда, не вернувшиеся к причалу в годы войны, долгое время числились пропавшими без вести. И экспедиция возвращает из небытия их имена и дела.
«Штиль» и другие
– Экспедиция в прошлом году началась достаточно рано, – говорит Алексей Корнис. – Сначала мы прибыли в губу Ура, где незадолго до этого специалистами ООО «Фертоинг» был обнаружен сторожевой корабль «Штиль», погибший в 1941 году. В нашу задачу входило подтверждение этой информации. В ходе экспедиции был обнаружен не только «Штиль», но и плавмастерская, а также объект, который может быть как парусником «Венера», так и дрифтер-ботом «Кильдин». Оба они погибли в 1943 году и были одними из последних потерь от воздушных ударов. Поиск обычно проводится с помощью гидроакустического оборудования, затем, если есть возможность, объект обследуется с помощью подводных телекамер, и далее его осматривают водолазы. Но далеко не всегда мы можем использовать все три эти возможности. Кроме поиска судов мы проводили также детальную съемку дна данного района.
«Аэрокобра» с глубины
Кольский залив уже давно стал своеобразным полигоном для гидрографов и спасателей Северного флота. На дне водоема лежит немало объектов. Благодаря защищенности залива от внешнего воздействия здесь можно работать, то есть тренироваться, чуть ли не круглый год.
– В экспедиции прошлого года мы попытались поднять со дна истребитель «Аэрокобра», – поясняет Алексей Корнис. – С виду он неплохо сохранился, но только с виду. Видимо, агрессивная среда и высокое давление, а оно в этом месте (самолет лежал на глубине 106 метров) достигает 11 атмосфер, сделали свое дело. При попытке поднять корпус самолета он разрушился. Со дна удалось извлечь пулеметы, пушку, патроны и воздушный винт. Все эти предметы были переданы в музей авиации Северного флота.
Как отметил Алексей Викторович, подъем самолета с такой глубины ранее никогда не проводился. Помимо технических средств были задействованы и водолазы.
Тогда же в Кольском заливе испытали и гидрографический поисковый катамаран отечественной постройки. Испытания прошли успешно, и вскоре катамаран убыл на Балтику, где работал в ходе учений и получил высокую оценку командующего флотом.
Первенец советской науки
Важную работу провела экспедиция в губе Эйна. Этот залив разделяет полуострова Рыбачий и Средний со стороны Мотовского залива. Здесь в 1941 году немецкие самолеты потопили «Персей» – первое советское научно-исследовательское судно. Его начали строить в Онеге в 1916 году для зверобойных целей, а закончили в 1922-м уже в Архангельске, переделав для научной работы.
За годы своего плавания «Персей» совершил множество экспедиций (по разным данным – от 80 до 99) по Баренцеву, Карскому, Гренландскому морям, плавал у берегов Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Ян-Майена и Шпицбергена. Участвовал в поисках арктической экспедиции Нобиле. Корабль проводил гидрологические, научно-промысловые исследования, в том числе по программе второго Международного полярного года.
– Судно действительно уникальное, – говорит Алексей Викторович. – Есть ботик Петра Великого, и есть «Персей». В марте – апреле прошлого года прошли поисковые работы, судно было обнаружено. До этого было известно, что после гибели «Персея» его корпус использовался в качестве причала. Но архивные документы показали другую картину. Под причал использовалась только часть корпуса, причем меньшая. Оставшаяся часть лежит на дне. После войны ее обнаружили и… забыли. Даже соответствующую отметку с карт сняли.
22 июня 2023 года на берегу Мотовского залива был открыт памятный знак, посвященный научно-исследовательскому судну «Персей». Он представляет собой композицию из двух гранитных столбиков метровой высоты, между которыми закреплен стилизованный экспедиционный флаг «Персея» из нержавеющей стали с семью звездами. Инициатором установки памятника и автором его проекта стал заместитель руководителя Полярного филиала ФГБНУ «ВНИРО» Константин Михайлович Соколов, которого поддержали сотрудники и руководство института, командование Северного флота и правительство Мурманской области. Памятный знак, который теперь украшает побережье Баренцева моря, сохранит для будущих поколений память о великом подвиге советских ученых и послужит символом беззаветной преданности науке и самоотверженному служению Отечеству.
Короткой строкой
Во время работ у архипелага Новая Земля экспедиция совершила два географических открытия. Во-первых, в районе бухты Заячьей у ледника Рыкачева обнаружен новый остров. Его обследовала научная группа, затем над этим географическим объектом был поднят Андреевский флаг.
Во-вторых, выяснилось, что полуостров Адмиралтейства в летний период становится островом: через него проходит узкое русло, которое во время таяния снега заполняется водой.
У побережья Кольского залива экспедиция обследовала острова Харлов, Витте и ряд других. Здесь в годы Великой Отечественной войны находились артиллерийские батареи, прикрывавшие побережье. Экспедиция уточнила места их дислокации и нынешнее состояние этих сооружений. В районе поселка Восточная Лица был произведен поиск захоронений моряков с гидрографического судна «Меридиан», потопленного немецкими эсминцами 24 июля 1941 года. Увы, но могилы найти не удалось.
В районе Печенги морские поисковики искали останки двух немецких транспортов, потопленных артиллеристами Рыбачьего 30 ноября 1942 года. Эти потери признает и противник. В результате на дне были обнаружены корпуса двух судов – вероятно, те самые транспорты.
В горле Белого моря безрезультатно прошел поиск двух американских транспортов «Ел Капитан» и «Кентукки», погибших в 1942 году. Ценность нахождения последнего заключается в том, что он вез в СССР танки «Матильда». На них есть большой спрос в военных музеях, поскольку в России сейчас их почти нет. Точнее, имеется один целый и один некомплектный.
– Из всех трагедий надо уметь извлекать ошибки, учиться на них, чтобы не повторять, – подвел итог Алексей Корнис. – Поиск погибших кораблей и судов – это своеобразное ядро экспедиции, вокруг которого все и строится, в том числе и вопросы увековечения памяти погибших моряков в годы Великой Отечественной войны.
Андрей КИРОШКО.
Фото автора и из доклада комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества.