11 февраля – знаковая дата в истории Кольского Заполярья. В этот день в далеком 1962 году на дороги Мурманска вышел первый троллейбус, самый северный в мире. За долгие десятилетия крупнейшему перевозчику Мурманской области, АО «Электротранспорт», пришлось столкнуться с огромным количеством трудностей, но со всеми вызовами времени предприятие справлялось на отлично. Сегодня оно признано лучшим среди других российских компаний, которые обеспечивают работу общественного транспорта в городах с численностью жителей до одного миллиона человек.
Немного истории
Первым домом мурманских троллейбусов стало троллейбусное депо № 1 на улице Карла Либкнехта. Оттуда они отправлялись в свой недолгий путь по единственному маршруту – до Больничного городка. Работали тогда на линии всего девять машин ЗиУ-5 саратовского производства. Как вспоминают старожилы, пуск троллейбусного сообщения стал настоящим праздником для мурманчан. Посмотреть на «рогатых», прокатиться в них хотел каждый. С не меньшим энтузиазмом относились к своим профессиональным обязанностям и водители первых электролайнеров – они всегда охотно выходили на смену, причем к каждой основательно готовились, все-таки открывать работу нового вида транспорта в Мурманске – чрезвычайно ответственная и почетная миссия. Но вот удобства в работе на ЗиУ-5 было немного.
Как вспоминают ветераны АО «Электротранспорт», в этих машинах не было ни гидроусилителя руля, ни толкового обогрева. В кабине водителя зимой фактически формировалось два полярных температурных режима. Трубчатые тэны, которые устанавливали вдоль стекол, чтобы избежать обледенения, жарили очень сильно. Из-за этого даже в 20-градусный мороз водители могли работать в легкой рубашке. А вот нижняя часть кабины практически не прогревалась, без теплых шерстяных носков и добротных валенок ноги быстро замерзали. Но при этом минимальном наборе комфортных опций ЗиУ-5 ценили за исключительную на тот момент надежность.
Впоследствии парк предприятия-перевозчика пополнился более современными машинами – ЗиУ-9, которые были проще в управлении и приятнее по микроклимату в кабине – внизу установили специальный обдув.
Люди-легенды
Одним из первооткрывателей троллейбусного сообщения в Мурманске был Алексей Иванович Комаров. Его в «Электротранспорте» по праву считают легендой. Накануне 62-й годовщины ветерану предприятия вручили очередную медаль, на этот раз памятную – «85 лет Мурманской области».
– Алексей Иванович отработал у нас водителем практически 50 лет. Причем он был первым, кто отъездил 1 миллион километров без аварий! – отметил генеральный директор АО «Электротранспорт», депутат Совета депутатов Мурманска Сергей Коробков. – К слову, трудился на предприятии он вместе с супругой, которая долгие годы работала у нас кондуктором, а затем кладовщиком. Эта дружная семейная пара всегда для нас желанные гости. Недавно я встречался и с Марсом Абдуловичем Садердиновым, он также был в числе первых девяти водителей, которые вывели троллейбусы на дороги Мурманска 62 года назад. Чуть больше полугода назад он переехал жить к дочери в Ленинградскую область, но по-прежнему всей душой переживает за наше предприятие, с которым связал жизнь, скучает по Мурманску. Потому даже во время своего недолгого визита в Заполярье Марс Абдулович не мог не зайти в родное депо, поговорить с давними друзьями.
Семейный подряд
С теплом вспоминают о годах работы в «Электротранспорте» и другие его ветераны, многие из которых встретили там свои вторые половинки. Одна из них – Ольга Алексеевна Колотова, которая почти 40 лет отработала на предприятии, 25 из которых была водителем.
– Я родилась в Мурманске, но детство и юность прожила в Белоруссии, – вспоминает Ольга Алексеевна. – И именно там поняла, что хочу водить троллейбус. Уж очень нравилось наблюдать, с каким изяществом хрупкие женщины управляют многометровыми белорусскими электромашинами. В 21 год я вернулась на родину и сразу же пошла в троллейбусное управление. Правда, руководство предприятия от идеи выучиться на водителя отговорило – пожалели юную девчонку. Все-таки на Крайнем Севере с непростым рельефом работать за рулем очень непросто. Взяли меня электромонтером тяговой подстанции. Но желание водить не убавлялось. Через год опять пошла просить отправить меня на специальные курсы. И снова получила отказ. На третий год я уже была непреклонна. Так наконец-то добилась своей мечты. Выучилась на водителя троллейбуса, прошла многочасовую стажировку, «откатала» все положенные часы с водителем-наставником, и в 1984 году начался мой трудовой путь за баранкой «рогатого».
Во время своей рабочей стажировки Оля приглянулась опытному водителю Сергею Петровичу Колотову.
– Мне этот красавец мужчина тоже понравился с первого взгляда, – признается Ольга Алексеевна. – Статный, в аккуратно отглаженной форме с галстуком – глаз не оторвать. Познакомились. А потом и поженились. С тех пор и идем по жизни рука об руку. Работали мы с Сережей лет 15, а то и больше на одном троллейбусе, посменно. До сих пор помню наш «семейный» 103-й, хорошая машина была, благодарная.
Надо сказать, что о подвижном составе все работники «Электротранспорта», и водители в особенности, говорят как о живых созданиях, каждое из которых обладает особенным характером.
– Наш «мальчик» был покладистый, старался не подводить, ну и мы за ним, конечно, хорошо следили, держали в чистоте, на добрые слова не скупились, – говорит ветеран «Электротранспорта». – Хотя бывали у нас и курьезы. Помню, как-то встала на перекрестке в районе улицы Челюскинцев – попала на изолятор, небольшой обесточенный участок контактной сети, – и ни туда ни сюда. Пришлось выходить в салон и просить пассажиров о помощи. Никто не отказал! Все отнеслись с пониманием. Мужчины вышли и давай дружно троллейбус толкать. Даже прохожие подключились. Хорошие у нас на Севере люди, особенные. Ради них всегда с радостью и выходила на работу.
Уважение и почет
Этими и другими историями ветераны «Электротранспорта» охотно делились с действующими сотрудниками на торжественном вечере, который состоялся накануне празднования 62-й годовщины предприятия в Детской театральной школе.
– Какие сейчас троллейбусы замечательные, красивые, теплые, с плавным ходом, удобными сиденьями, в салоне теперь даже телефон зарядить можно, – заметила Светлана Владимировна Колычева. – Но работать водителем, мне кажется, все равно непросто. Уж очень много транспорта теперь на дорогах. Иногда диву даюсь, как мои молодые коллеги умудряются аккуратно лавировать между легковушками и бесцеремонными маршрутками. Молодцы ребята, придерживаются главного девиза «Электротранспорта» – качество и профессионализм. Еще мне очень отрадно наблюдать за тем, как развивается родное предприятие. Я начала работать водителем троллейбуса в 1969 году, тогда у нас в депо всего-то 18 «рогатых» было. А сейчас их уже больше сотни. Автобусы, которые 10 лет назад взял под свое крыло «Электротранспорт», тоже колоссально преобразились, почти весь устаревший автопарк обновили. Конечно, огромная заслуга в этом нашего Сергея Евгеньевича Коробкова. Таких руководителей, которые всей душой болеют за предприятие, заботятся о коллективе, – единицы. Вот я уже 18 лет как на пенсии, а все равно себя чувствую частью большой электротранспортной команды – о нас, ветеранах, на предприятии никогда не забывают, поздравляют с праздниками, днями рождения, приглашают на разные городские мероприятия и торжества. Это очень приятно.
Одним из таких вечеров и стал недавний праздник в Детской театральной школе. Воспитанники и педагоги учреждения подготовили для его главных гостей – ветеранов и действующих сотрудников «Электротранспорта» особый подарок – знаменитый спектакль «Дети военного Мурмана».
Разговор по душам
В начале нынешней недели стратегически важное предприятие посетил и губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Он поздравил коллектив с днем основания «Электротранспорта» и поговорил с его сотрудниками.
– Работа предприятия с каждым годом становится лучше, в том числе за счет обновления подвижного состава. Спасибо за ваш труд и то, с какой любовью вы относитесь к работе предприятия. В АО «Электротранспорт» очень маленькая текучка, несмотря на то, что спрос на водителей очень высок. Та атмосфера, которая создана здесь, позволяет воспитывать династии. Поздравляю с днем рождения предприятия, желаю поменьше аварий, побольше отзывчивых и позитивных пассажиров и, конечно же, улучшения условий труда, – сказал глава региона и вручил ряду сотрудников Благодарности и Благодарственные письма.
После официальной части губернатор ответил на вопросы сотрудников «Электротранспорта», большая часть из которых касалась безопасности дорожного движения. Одну из главных проблем водители предприятия видят в отсутствии культуры вождения у некоторых маршрутчиков и автомобилистов, а также коллег, которые работают на междугородних и экскурсионных маршрутах. Последние, к слову, даже порой мешают общественному транспорту подъезжать к остановкам.
Глава региона поручил профильному министерству провести с перевозчиками профилактические беседы, а также до 10 марта сформировать перечень объектов – остановок, разворотных колец, по которым есть подобные замечания. Этот и многие другие поступившие в ходе встречи вопросы Андрей Чибис обещал взять на контроль.
Только вперед
– Уже 62 года наше предприятие является неотъемлемой частью города, – говорит Сергей Коробков. – Сегодня здесь работают 1470 человек – представителей десятков профессий. И труд каждого из них бесценен. Благодаря этой команде, которую по праву можно назвать большой дружной семьей, мурманский «Электротранспорт» считается одним из лучших транспортных предприятий в стране. Но это точно не повод останавливаться и почивать на лаврах. Мы будем продолжать двигаться вперед и совершенствоваться. К примеру, совсем скоро парк предприятия пополнится новенькими машинами – мы ждем поставку 21 троллейбуса и 21 автобуса. Порядка 100 единиц подвижного состава мы обновили в прошлом году.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО, с сайтов администрации города Мурманска и правительства Мурманской области.
1470 работников трудятся на предприятии, в том числе 500 водителей и 400 кондукторов. Сегодня АО «Электротранспорт» – это четыре депо, 126 троллейбусов (средний возраст 4,5 года) и 151 автобус (средний возраст 4,3 года).
К теме
Стабильность и уверенность
– С раннего детства я любила машины, заглядывалась на большие троллейбусы с огромными окнами, – говорит водитель-стажер Умеда Умарова. – Но пришла в «Электротранспорт» совсем недавно. После школы сначала выучилась на технолога, получив диплом, пошла работать по профессии – поваром в общепит. И практически сразу поняла, что готовить на поток я не могу. Решила прислушаться к зову сердца и поступила в строительный колледж имени Момота. Там я и обучалась азам управления 12-метровым электролайнером, а практическое мастерство теперь оттачиваю на троллейбусных маршрутах вместе с водителем-инструктором Владимиром Павловичем Воробьевым. Он помогает справляться с проблемными ситуациями, объясняет, поддерживает, подбадривает. Потому и стали мы с однокурсниками называть его просто папа Володя. Думаю, в троллейбусном депо я задержусь надолго – мне очень нравится коллектив, ощущение стабильности и, конечно, сама работа.
– Кто бы мог подумать, что я в одночасье многодетным отцом стану? – в шутку задается вопросом водитель-инструктор Владимир Воробьев. – А ведь и сам теперь к своей пятерке ребят, которых стажирую, отношусь с невероятным теплом, ответственностью и заботой. Да и они у меня молодцы – очень стараются стать хорошими водителями и, уверен, у них точно получится.
Владимир Воробьев водит троллейбусы почти три десятка лет. В основном ездит он по любимому третьему маршруту, на котором постоянные пассажиры «тройки» его давно знают в лицо.
Дружный коллектив, строгое соблюдение Трудового кодекса и уверенность в завтрашнем дне стали главными критериями выбора нового места работы и для кондуктора депо № 2 Надежды Андреевой.
– Много лет я работала в торговле, а 3,5 года назад устроилась в «Электротранспорт». – Труд кондуктора не самый простой. За 12-часовую смену бывает по 20 километров набегаешь по салону. Но мне все равно здесь очень нравится. В наше непростое время сплоченный коллектив и уверенность в завтрашнем дне дорогого стоят.
Глава администрации Мурманска Юрий Сердечкин:
– Мурманск входит в десятку городов-лидеров по качеству работы общественного транспорта. АО «Электротранспорт» по итогам 2023 года стало лидером в рейтинге таких предприятий средних городов России. Причина не только в обновлении парка техники в рамках плана «На Севере – жить!», во многом это заслуга трудового коллектива, обеспечивающего стабильную работу на маршрутах и качественную перевозку пассажиров.