Взыскивать долги с физических лиц финансовым учреждениям теперь придется особенно аккуратно. За бесконечные звонки и сообщения их могут привлечь к административной ответственности.
Фиксация и хранение
Согласно вступившему в силу с 1 февраля 2024 года федеральному закону приставы Кольского Заполярья, как и всей страны, начинают вести перечень кредитных и микрофинансовых организаций (МФО), включение в который будет осуществляться автоматически после получения соответствующего статуса от Банка России. Банки и МФО обяжут иметь специальное оборудование и программное обеспечение для записи и хранения информации о фактах взаимодействия с гражданами в ходе возврата просроченной задолженности. Юридические лица должны вести аудиозаписи разговоров как при личных встречах с должниками, так и по телефону, в течение трех лет хранить записи текстовых, голосовых и иных сообщений.
Это позволит судебным приставам более оперативно выявлять факты нарушений прав граждан и привлекать излишне назойливых коллекторов к ответственности.
– В прошлом году нам поступило 217 обращений по поводу нарушения прав граждан при взаимодействии с ними по вопросам возврата просроченной задолженности, – рассказал руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области полковник внутренней службы Александр Малюшкин. – К административной ответственности привлечены 15 микрофинансовых организаций, шесть банков и четыре сторонние организации. Сумма штрафов по этим делам превысила миллион рублей.
Робот тоже считается
По новому закону теперь общаться с должниками может робот-коллектор. И отныне такой диалог приравнивается к непосредственному взаимодействию с должником, а значит, на него распространяются временные и количественные ограничения, предусмотренные законодательством. К примеру, звонить должнику можно не чаще двух раз в неделю, но не более одного раза в сутки. Переговоры с роботом-коллектором должны записываться, а его программа – предусматривать переключение на сотрудника организации по требованию должника.
Другое нововведение – направление сообщений гражданам, у которых есть просроченная задолженность, через портал госуслуг. Этот способ приравнивается к электронным сообщениям. Но чтобы воспользоваться им, должник сначала обязан подтвердить согласие на получение сообщений в личном кабинете на портале госуслуг. Направлять напоминания о долгах и требовать их возврата в этом случае можно не чаще двух раз в течение календарного месяца по каждому обязательству.
Также взаимодействовать с должниками отныне можно через курьерские службы, которые доставят письменную корреспонденцию с информацией о сумме долга, возможностях и сроках его уплаты по месту жительства или месту пребывания гражданина.
Корректный диалог
– Новый закон, безусловно, направлен на соблюдение прав и интересов заемщиков, – отметил начальник отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Мурманской области Роллан Пахомов. – Если вы, будучи должником, считаете, что ваши права нарушают, нужно обязательно фиксировать и сохранять все звонки и сообщения. Скриншоты переписки в мессенджерах следует делать так, чтобы читалась дата. Это позволит нам быстрее разобраться в законности действий взыскателей долга и при ее несоблюдении принять меры. Но добавлю, что и самим заемщикам надо максимально корректно общаться. Иногда в качестве доказательств нарушения своих прав должники предоставляют нам такие аудиозаписи переговоров, которые невозможно приобщить к делу – диалог с взыскателями они ведут исключительно нецензурной бранью.
И, конечно, каким бы социально ориентированным ни был новый закон, должникам нужно помнить, что разбираться с собственными долгами – их обязанность.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото из архива УФССП по Мурманской области.
Фиксация и хранение
Согласно вступившему в силу с 1 февраля 2024 года федеральному закону приставы Кольского Заполярья, как и всей страны, начинают вести перечень кредитных и микрофинансовых организаций (МФО), включение в который будет осуществляться автоматически после получения соответствующего статуса от Банка России. Банки и МФО обяжут иметь специальное оборудование и программное обеспечение для записи и хранения информации о фактах взаимодействия с гражданами в ходе возврата просроченной задолженности. Юридические лица должны вести аудиозаписи разговоров как при личных встречах с должниками, так и по телефону, в течение трех лет хранить записи текстовых, голосовых и иных сообщений.
Это позволит судебным приставам более оперативно выявлять факты нарушений прав граждан и привлекать излишне назойливых коллекторов к ответственности.
– В прошлом году нам поступило 217 обращений по поводу нарушения прав граждан при взаимодействии с ними по вопросам возврата просроченной задолженности, – рассказал руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области полковник внутренней службы Александр Малюшкин. – К административной ответственности привлечены 15 микрофинансовых организаций, шесть банков и четыре сторонние организации. Сумма штрафов по этим делам превысила миллион рублей.
Робот тоже считается
По новому закону теперь общаться с должниками может робот-коллектор. И отныне такой диалог приравнивается к непосредственному взаимодействию с должником, а значит, на него распространяются временные и количественные ограничения, предусмотренные законодательством. К примеру, звонить должнику можно не чаще двух раз в неделю, но не более одного раза в сутки. Переговоры с роботом-коллектором должны записываться, а его программа – предусматривать переключение на сотрудника организации по требованию должника.
Другое нововведение – направление сообщений гражданам, у которых есть просроченная задолженность, через портал госуслуг. Этот способ приравнивается к электронным сообщениям. Но чтобы воспользоваться им, должник сначала обязан подтвердить согласие на получение сообщений в личном кабинете на портале госуслуг. Направлять напоминания о долгах и требовать их возврата в этом случае можно не чаще двух раз в течение календарного месяца по каждому обязательству.
Также взаимодействовать с должниками отныне можно через курьерские службы, которые доставят письменную корреспонденцию с информацией о сумме долга, возможностях и сроках его уплаты по месту жительства или месту пребывания гражданина.
Корректный диалог
– Новый закон, безусловно, направлен на соблюдение прав и интересов заемщиков, – отметил начальник отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Мурманской области Роллан Пахомов. – Если вы, будучи должником, считаете, что ваши права нарушают, нужно обязательно фиксировать и сохранять все звонки и сообщения. Скриншоты переписки в мессенджерах следует делать так, чтобы читалась дата. Это позволит нам быстрее разобраться в законности действий взыскателей долга и при ее несоблюдении принять меры. Но добавлю, что и самим заемщикам надо максимально корректно общаться. Иногда в качестве доказательств нарушения своих прав должники предоставляют нам такие аудиозаписи переговоров, которые невозможно приобщить к делу – диалог с взыскателями они ведут исключительно нецензурной бранью.
И, конечно, каким бы социально ориентированным ни был новый закон, должникам нужно помнить, что разбираться с собственными долгами – их обязанность.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото из архива УФССП по Мурманской области.