Интерес к арктической кухне у туристов растет быстрее, чем пищевая промышленность в регионе. Для синхронизации этих процессов правительство области и Мурманский арктический университет провели трехмесячную образовательную программу «Арктика. Суперфуд» с участием студентов, желающих развивать индустрию питания. И молодые творческие мурманчане пошли дальше, чем разработка новых рецептов блюд из даров заполярной природы. Гораздо дальше!
Нужные кадры
С сентября по декабрь специалисты проводили для участников образовательной программы «Арктика. Суперфуд» лекции, тренинги и мастер-классы. Студенты посещали предприятия по производству продуктов питания и рестораны, а также изучали Интернет-сервисы для туристов, приезжающих в Мурманскую область.
За четыре месяца более 500 студентов прошли путь от поиска идеи до подготовки бизнес-плана и предложили кураторам 80 проектов. На прошлой неделе 16 лучших представили свои разработки жюри из бизнесменов, дизайнеров и других экспертов в сфере общественного питания или смежных областях. Программа «Арктика. Суперфуд» завершилась награждением лучших студенческих бизнес-проектов по созданию новых продуктов для развития арктической кухни, ее популяризации и доставки потребителю. Все финалисты получили сертификаты о прохождении образовательной программы, которые могут пригодиться им при трудоустройстве.
– Наш университет работает в партнерстве с промышленностью и экономикой, чтобы готовить кадры с учетом запросов на рынке труда, – подчеркнула заместитель губернатора Мурманской области Елена Дягилева. – Взаимодействие с компаниями, которые занимаются рыбной промышленностью, информационными технологиями и ресторанным бизнесом, дает студентам новые компетенции и уверенность в своей востребованности после окончания вуза.
Сто человек за два дня
Участвовать в программе могли студенты любых направлений подготовки, и многим пришлось сразу применять новые знания на практике и учиться на своих ошибках.
– Я интересуюсь в целом проектной деятельностью, участвую в разных программах, поэтому подала заявку и на «Арктику. Суперфуд», чтобы получить новый опыт в неизвестной сфере, – объяснила студентка второго курса Мурманского арктического университета Марина Назаренко, осваивающая в вузе внешнеэкономическую деятельность. – Я бы не сказала, что пришлось многому учиться, но пришлось работать очень интенсивно. Например, за два дня найти и опросить сто человек, чтобы узнать, насколько выбранная моей командой идея актуальна. При этом я была лидером команды, поэтому договаривалась с различными экспертами, распределяла задания. Для меня это было больше развитие личностных качеств, чем профессиональных.
Заказы примет автомат
На защите проектов перед жюри Марина Назаренко представила разработанное своей командой мобильное приложение «YumLocal» для поиска ресторанов с блюдами арктической кухни. У экспертов было много вопросов и предложений, которые могли бы облегчить путь на рынок юным разработчикам. После подведения итогов Марина поблагодарила жюри за советы и сказала, что планирует выдвинуть свой проект на различные конкурсы стартапов, доработав его с учетом замечаний.
«YumLocal» было одним из двух мобильных приложений, которые презентовали в финале программы. Идея второго заключалась в доставке еды для людей с различными видами аллергии, диабета и вегетарианцев.
Еще один проект по доставке еды представил Дмитрий Попов. Он предложил установить автоматы по заказу готовых блюд и фастфуда на горнолыжном курорте в Кировске, где один ресторан и бар не справляются с потоком горнолыжников и сноубордистов, которым время от времени хочется подкрепиться. По итогам работы жюри директор Мурманского регионального инновационного бизнес-инкубатора Мария Бычкова выделила этот проект как один из самых перспективных и потенциально реализуемых в ближайшее время, так как он не требует длительной доработки.
Закуски из ламинарии, стаканы из ягеля
Самыми неожиданными на конкурсе проектов для пищевой индустрии были модели доводчика для дверцы холодильника и устройства для очистки крыш теплиц от снега. Их авторам жюри задавало вопросы, как и остальным участникам, но эти «изобретения» первокурсников никто не воспринял всерьез.
Больше всего проектов было связано непосредственно с пищей. Участники программы «Арктика. Суперфуд» предложили выпускать замороженный чай с северными дикорастущими растениями, цукаты из ламинарии и леденцы со вкусом северных ягод. Два проекта были посвящены посуде, в которой можно было бы подавать арктические деликатесы. Первая команда изготовила посуду из рыбной костной муки, вторая – съедобные стаканчики, содержащие ягель.
Особого упоминания жюри удостоилась команда «Заполярный гостинец», презентовавшая закуски из ламинарии. Мария Бычкова предложила помощь бизнес-инкубатора по доработке проекта и выхода с ним на конкурсы, где можно выиграть деньги на реализацию стартапа.
Мурманская компания «А консалт» отметила проекты по созданию леденцов и доставки еды к горнолыжному склону «Большой Вудъявр». Спонсоры подарили лидерам команд сертификаты на свои услуги.
Павел СТЕПАНЕНКО. Фото автора.