Перевозка транзитных грузов по Северному морскому пути (СМП) в 2023 году достигла рекордных за всю историю маршрута 2,1 миллиона тонн. Об этом «Интерфаксу» рассказал специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
Главный груз – нефть
Весь грузопоток, который движется по Севморпути, разделяется на три вида. В первый входит отгрузка из Обской губы и Енисейского залива.
Второй включает каботажные грузы, необходимые для снабжения инвестпроектов в Арктике, а также северный завоз.
Третий вид – транзитные грузы с портами загрузки и отгрузки за пределами СМП. И именно по перевозке этого вида груза и зафиксирован рекорд.
Как отметил Владимир Панов, в январе – октябре 2023 года по Севморпути в целом перевезено 31,4 миллиона тонн грузов разных видов. Это на шесть процентов больше, чем в тот же период прошлого года. А всего общий объем перевозки грузов по Севморпути в 2022 году составил 34 миллиона тонн.
Что касается конкретно транзитных грузов, то в текущем году, по словам Панова, их объем на Севморпути не только вернулся к уровню досанкционного 2021 года, но и вышел на исторический максимум.
«Предыдущий рекорд по объему транзитных грузов на СМП пришелся как раз на 2021 год, когда транзитом было перевезено два миллиона тонн, – отметил он. – В 2022 году произошло падение транзита на 90 процентов из-за совокупности различных факторов, объем грузов снизился до 200 тысяч тонн. В 2023 году перевозка транзита составит 2 миллиона 120 тысяч тонн. Таким образом, мы имеем новый исторический рекорд по транзитному показателю».
Комментируя вопрос о составе транзитных грузов на Севморпути в 2023 году, Панов сообщил: «Основным грузом стала нефть – ее было перевезено примерно полтора миллиона тонн. Порядка 350 тысяч тонн пришлось на железорудный концентрат. Также «Газпром» отправил одно судно со сжиженным природным газом в объеме 70 тысяч тонн, «ЭЛСИ Майнинг» тоже отправила одно судно с 70 тысячами тонн».
Удачный старт
По словам представителя «Росатома», транзитный грузопоток является очень важным показателем востребованности Севморпути, поэтому его рост важен с точки зрения морского логистического бизнеса.
«Транзит 2023 года можно назвать пилотным проектом, – сказал Панов. – Во-первых, компании-грузоотправители согласились часть грузопотока, который раньше шел через Суэцкий канал в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, перенаправить на Северный морской путь в летне-осенний период. Во-вторых, большую поддержку «Росатом» как транспортный оператор СМП получил от правительства. В итоге мы убедились, что СМП экономически эффективен для транзитных перевозок».
Он также напомнил, что в этом году через Севморпуть с запада на восток проведено рекордное по объему судно не ледового класса – балкер «Gingo» типа «CapeSize» с дедвейтом более 169 тысяч тонн, на борту которого находилось 164,5 тысячи тонн железорудного концентрата.
Проводке по СМП компаниям, у которых такого опыта никогда не было, помогал «Главсевморпуть» – он стал «единым окном» на маршруте, обеспечивая грузоотправителей ледовыми экспертами и осуществляя поддержку в индивидуальном порядке.
Можно и больше
К настоящему моменту стало понятно, что в летне-осеннюю навигацию по Севморпути можно перевезти еще больше транзитных грузов, но нужно тщательно готовиться.
«В этом году мы могли бы перевезти больше, – уверен Владимир Панов. – Однозначно видим возможность кратного увеличения транзита – до четырех миллионов тонн и даже до семи миллионов тонн. Такие объемы допустимы уже в следующем году. Но это Арктика, с ее сложными природными и погодными явлениями, где главным становится наличие льда на глубоководных отрезках. Поэтому рисковать никто не намерен, все нужно отработать».
На сегодняшний момент выполнена тестовая проверка транзита по Севморпути в оптимальном формате. Она подтвердила большой потенциал маршрута, доказала, что на СМП можно увеличить объемы российского груза, перенаправленного с Суэцкого канала. И сделаны концептуальные выводы, как обеспечить эффективную работу на российском арктическом маршруте.
В первую очередь, подчеркивает Панов, нужно заблаговременно готовить суда. Второе условие, на которое обращают внимание грузоотправители – повышение экономической эффективности рейсов, чтобы СМП стал очевидно выгоднее по сравнению с проходом через Суэц. Компании хотят, чтобы в случае, если по погодным или ледовым условиям понадобится ледокольная проводка, плата за использование ледоколов на СМП не превышала расходов прохождения через Суэцкий канал.
По словам Панова, «Росатом» видит варианты, при которых в случае необходимости ледокольная проводка на СМП не будет выше расходов на Суэце: «Мы подготовили предложения и с конкретной инициативой вышли в Правительство РФ. Будем просить поддержать транзитные перевозки, чтобы они приобрели устойчивую экономическую эффективность. Основным инструментом, предлагаемым «Росатомом», является субсидирование ледокольной проводки. Правила субсидии мы тоже разработали, обсудили с ведомствами, находимся в этом процессе на финальном этапе».
«Росатом» рассчитывает на оперативное согласование его предложений с тем, чтобы новые первые правила ледокольного сопровождения начали действовать уже по отношению к 2023 году, чтобы в части рейсов грузоотправители не оплачивали оказанную им ледокольную проводку.
Растет интерес
Также Владимир Панов подчеркнул, что в результате пилотных мероприятий 2023 года интерес в мире к Северному морскому пути значительно вырос по самым разным направлениям.
«Безусловно, узким местом является строительство судов высокого ледового класса для круглогодичной навигации. Над этой проблемой придется серьезно поработать. Но при этом мы видим повышающийся интерес к сезону, когда в ледокольной поддержке нет необходимости, либо она нужна в минимальном объеме. Это летне-осенний период. Им сейчас интересуются все больше российских, а главное – зарубежных компаний», – сказал Панов.
В качестве примера иностранного партнерства он привел старт транзита по СМП китайской «New Shipping Line». В этом году она начала рейсы через Севморпуть из китайских портов.
Подготовила Ирина КАРЕЛИНА.
Фото из открытых Интернет-источников.