Центральная городская библиотека впервые провела двухдневный литературный фестиваль, сблизивший мурманчан с любимыми авторами.
Направлений семь, угодили всем!
– Осенью городской библиотеке исполнилось 80 лет, и наша команда решила, что Мурманску нужен литературный фестиваль, который объединил бы авторов из Мурманской области, известных за ее пределами, и писателей из других регионов. Мы назвали его «КнигоЛед» и решили, что фестиваль будет посвящен произведениям только на русском языке, – обратилась к гостям церемонии открытия фестиваля директор Центральной городской библиотеки Мурманска Ольга Вовк.
Открытие проходило в Центре современного искусства. В его выставочном зале можно было познакомиться со всеми семью тематическими площадками фестиваля, которые были представлены в миниатюре с помощью инсталляций и афиш. Специалисты филиалов библиотеки рассказывали, что ждет гостей второго дня фестиваля, а также проводили викторины и лотереи. А гостей «КнигоЛьда» ждали лекции и дискуссии, творческие мастер-классы и литературные сражения, концерты, театральные постановки и квесты. Но главное – встречи с авторами из нескольких регионов России – от Петрозаводска до Екатеринбурга.
Обычно встречи с известными писателями в Мурманске организовывала областная научная библиотека. Без ее помощи городская библиотека вряд ли бы смогла провести свой фестиваль, на котором представила весь спектр русской литературы. Каждый из семи филиалов библиотеки, задействованный на фестивале, разрабатывал собственную программу, посвященную современной русской художественной литературе, научно-популярным изданиям, произведениям для семейного чтения, детективам и триллерам, комиксам и творениям авторов Мурманской области.
– Уверена, что этот фестиваль укоренится в нашей земле благодаря поддержке многих людей, которые развивают библиотеки и прививают любовь к чтению, – сказала на открытии фестиваля председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина. – Фестиваль даст возможность авторам, которые выражают себя в своем произведении через монолог, перейти к диалогу с читателем. Мне особенно приятно, что фестиваль открывается встречей с Алексеем Сальниковым, потому что главную роль в экранизации его романа «Петровы в гриппе и вокруг него» (16+) исполнил мой ученик Семен Серзин, выпускник детской театральной школы.
Грипп, Новый год и ведьмы
Екатеринбуржец Алексей Сальников, победитель многих книжных фестивалей и обладатель нескольких литературных премий России, был самым ожидаемым писателем «КнигоЛьда». На встречу с ним пришло более сотни любителей российской фантастики или тех, кого впечатлила экранизация романа 2016 года, принесшего автору известность. Фильм рассказывает о нескольких днях жизни автослесаря Петрова и его семьи в постсоветском Екатеринбурге накануне Нового года. Все герои начинают болеть гриппом, и реальная жизнь смешивается с горячечным бредом.
Вопросы почетному гостю задавала ведущая, сотрудница научной библиотеки Дина Озерова, и зрители.
– Довольны ли вы фильмом «Петровы в гриппе» (16+)?
– Да. И отчасти благодаря тому, что не участвовал в его создании, а только одобрил сценарий. Переходы между горячечным бредом и реальностью меня порадовали, и, несмотря на следование моему сюжету, режиссер сделал нечто новое, на что мне было интересно смотреть. От некоторых сцен я обалдел, потому что не представлял, что увижу некоторые приколы из своей головы на экране с участием живых людей.
– Вы известны еще и как поэт. Проза поэтов всегда отличается от прозы тех, кто не пишет стихи?
– Проза поэтов – очень специфическая вещь. Читатель должен быть готов, что ничего не будет понятно, что он закроет последнюю страницу рассказа или романа с удивленно поднятыми бровями. Вроде есть чем восхищаться, но это, скорее, для искушенных. Даже во мне часто побеждает обычный читатель, которому хочется понятного сюжета и чего-нибудь забавного.
– Почему во всех ваших романах есть мистика?
– Многие вещи здравым смыслом не объяснить. Самый простой пример – это магазины фейерверков. Они нужны раз в год – перед Новым годом. На что они живут остальную часть года – непонятно, мистика! Ну, бывают еще дни рождения, но очень редко, кто в день рождения устраивает салют. Это даже невежливо как-то всем показывать, что у тебя праздник, это не в русской традиции. Для меня необъяснимо, с каких средств эти магазины платят аренду, или вечно пустующие рестораны на окраинах. Много подобных примеров, где без мистики или теории заговора не обойтись.
– Раз вы заговорили о праздниках и «Петровы в гриппе» – это ожидание Нового года, расскажите, как вы относитесь к этому празднику.
– Очевидно, что Новый год для русского человека – один из главных праздников. Мне кажется, что мы уже в сентябре начинаем пытаться дожить до Нового года. Я вообще с холодильника магнитик «С Новым годом!» не снимаю. Но в последние лет 20 пропала романтика искать, выбирать, приносить продукты к новогоднему столу. Раньше готовили кучу салатов и, помните, еще в гости к друзьям ходили? А теперь – пара салатов и через полчаса после курантов начинаешь скучать и посматривать на часы, а то и вовсе засыпаешь до полуночи. Я вообще люблю отдыхать дома, а не в гостях или, например, путешествиях. Была мечта побывать во Владивостоке, она сбылась, и на этом все. В Турции с женой я как будто не отдыхаю. Сижу в отеле и смотрю в стену.
– Как нынешнюю молодежь привлечь к чтению и что советуете читать?
– Заставлять точно не надо. А как привлекать – не знаю, просто говорить о книгах и самим читать. В школе мне как-то неправильно подали Чехова, напугали его «Чайкой», а недавно я его заново для себя открыл, особенно нравятся письма. В юности меня поразил роман «Защита Лужина», потом довлатовские «Записные книжки», потом Платонов с его «Чевенгуром» и «Котлованом». Из современных писателей слежу за творчеством Романа Сенчина, который каждый раз описывает нашу жизнь как антиутопию.
– Есть ли у ваших произведений идея, которая их всех объединяет?
– Магистральная мысль, наверное, в том, что все мы составляем наше общество. Все мы важны и неважны одновременно. Без одного человека общество, кажется, ничего не потеряет, но ведь состоит оно как раз из таких будто бы незначительных людей.
Последний роман Алексея Сальникова вышел в 2022 году под названием «Оккульттрегер» (18+). Это городское фэнтези, которое наверняка понравится поклонникам творчества Виктора Пелевина. Текст сплетается из множества зарисовок из жизни ангелов, бесов и ведьм. В их детальном описании угадываются реалии современной России, вплоть до социальных сетей и их влияния на поведение простых смертных. Хотя человеческая жизнь в провинциальном уральском городке кажется серой и унылой, она все же заслуживает любви сверхъестественных сущностей. Их истории медленно складываются в общий сюжет, который получился ярче и динамичнее, чем в предыдущих творениях автора. Для самого писателя «Оккульттрегер» – это история дружбы трех пожилых женщин в мире, который противоречит сам себе.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.