100 лет. Именно столько сегодня исполняется удивительной женщине – Антонине Ивановне Баранцевой. Она не раз появлялась на страницах «Вечерки» и всегда вызывала искреннее восхищение своим оптимизмом, энергией и умением искренне радоваться жизни.
Медаль № 1
Когда в Мурманске начали создавать памятник Воинам Полярной дивизии, сразу было решено: это должен быть исключительно народный проект. Его инициаторы объявили сбор средств. Антонина Баранцева приняла в нем очень активное участие. Она не только сама перечислила деньги на строительство памятника, но и сподвигла на это других людей. Прямо в Рябиновой аллее, возле которой она живет, собрала ветеранов войны и труда, рассказала им, что в Мурманске будет построен такой памятник. Плюс подключила филиал ближайшей библиотеки, выступала там. И люди, простые мурманчане, откликнулись. В итоге собрали некоторую сумму, передали эти средства на строительство памятника.
На торжественной церемонии открытия монумента Антонина Ивановна была в первых рядах. А мурманская городская общественная организация «Мурманск город-герой» наградила ее почетным знаком «100 лет городу-герою Мурманску» под номером 1 за личное участие в создании памятника.
А завтра была война
Для Антонины Баранцевой сохранение памяти о Великой Отечественной войне – особо важная тема.
– Мои детство и юность прошли в Ленинграде, – рассказывала «Вечерке» Антонина Ивановна. – 21 июня 1941 года я окончила школу и получила аттестат. На выпускном вечере нам желали светлого, успешного будущего. Мы гуляли всю ночь. А утром моя подружка прибежала из соседнего дома, разбудила меня и сказала, что началась война. Я была ошарашена. Само слово «война» звучит настолько страшно, что даже у тех, кому повезло не стать ее участником, от этого слова бегут мурашки по коже. Уже на следующий день по городским улицам грохотали танки. Мальчишки ушли на фронт, а мы отправились рыть противотанковые рвы. Потом – холод и голод. Очень хочется пожелать, чтобы никогда, ни в какие века, не повторялось то, что пришлось пережить нашему поколению – тем людям, кто выжил в те страшные годы и особенно в блокаду. Это как заклинание!
Из-за блокады Ленинграда, последующего голода и страшной зимы девушка потеряла отца и старшего брата. Она спаслась, выехав из города по Дороге жизни. Во время этой эвакуации погибла ее мать. Сама Тоня тяжело заболела, но ее выходили неравнодушные люди. Затем ей удалось попасть в город Кировск Мурманской области, в тот момент являвшийся закрытым городом. Там она работала до конца войны, а затем переехала в Мурманск, где жила и работала большую часть жизни.
Антонина Ивановна Баранцева – активный член общественной организации «Дети блокадного Ленинграда», участница многих видеомостов между городами Мурманск и Санкт-Петербург в рамках проекта «Историческая память». Она записала цикл лекций о Ленинграде в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке имени В. П. Махаевой. Принимала участие в заседаниях «Исторических гостиных» в рамках проекта «Историческая память», многочисленных патриотических мероприятиях.
Судьба брата
Все послевоенные годы Антонина Баранцева пыталась разыскать своего младшего брата Леонида. В 1939 году его досрочно призвали на службу. И больше известий о его судьбе не было. Лишь недавно Антонина Баранцева узнала, что тогда, в далеком 39-м, его направили в Севастопольское военно-морское училище. А после начала Великой Отечественной войны он служил на миноносном эсминце «Ташкент», был визировщиком-дальномерщиком.
Приказом Военного совета Северо-Кавказского фронта от 16 июля 1942 года краснофлотец Леонид Смирнов был награжден медалью «За отвагу». В документе говорится: «Он точно и своевременно давал дистанцию до самолетов противника на зенитном мостике. Обеспечил уничтожение двух самолетов, еще два были повреждены. 27 июня 1942 года, во время налета 96 самолетов, сбросивших 380 бомб, когда корабль находился в опасном положении, он самоотверженно принимал участие в его спасении». К сожалению, буквально через два месяца после награждения Леонид Смирнов погиб.
О его судьбе Антонина Баранцева узнала только в 2017 году. Тогда же Леонида Ивановича Смирнова включили в «Бессмертный полк» города Мурманска. Штендер с его портретом Антонина Ивановна держала в руках во время парада, посвященного Дню Победы.
Рябиновая магия
Все, кому посчастливилось познакомиться с Антониной Баранцевой, в один голос утверждают, что она очень разносторонний человек, интересуется политикой, литературой, обсуждает аналитические статьи, прекрасно читает стихи.
А еще Антонина Ивановна умеет заваривать удивительно вкусный чай. Причем делает это так, как мы, живущие на бегу, давно разучились. Как делали раньше: чайник надо обязательно обдать изнутри кипятком, насыпать листовой заварки, залить водой, поставить на плиту, чтобы напиток прогрелся. А потом еще накрыть чайник полотенцем на несколько минут. И все это – не спеша. Вот тогда чай раскроет весь вкус и аромат и настроит на душевную беседу.
Душевностью пронизано и письмо, которое Антонина Баранцева как-то прислала в нашу редакцию. Речь в нем шла о Рябиновой аллее. «Весной сквер вселяет надежду – на газонах появляются цветы и зеленая травка, а летом он – в белом облаке цветущей рябины, – рассказывала Антонина Ивановна. – Я радуюсь очень удобным скамейкам: если идешь из магазина с тяжелыми сумками, всегда можно передохнуть. И непременно найдется кто-нибудь, кто поможет донести сумки до дома. Зимой сквер с волшебными фонарями, подсвечивающими снег на деревьях и гроздья рябины, кажется сказочным. А осенью в нем нельзя не почувствовать особенную рябиновую магию. Здесь особая энергетика общения, особый уют, созвучный состоянию мурманской души. И хоть сама я ленинградка, блокадница, и фонари слегка навевают грусть своей схожестью с ленинградскими уличными светильниками, я давно влюблена в Мурманск!».
«Вечерний Мурманск» сердечно поздравляет Антонину Ивановну Баранцеву с юбилеем и желает ей здоровья, бодрости духа и оптимизма!
Ирина КАРЕЛИНА.
Фото из архива редакции.