Выставка «Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830–1910 годов» стала настоящим событием в культурной жизни Мурманска. В нее вошли 55 произведений искусства 40 отличников Петербургской Академии художеств из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Картины, включенные в экспозицию, очень долго ждали своего часа в запасниках, несмотря на то, что создавались такими виртуозами живописи, как Карл Брюллов, Иван Айвазовский, Василий Поленов и Константин Маковский. В XIX веке их работы, написанные в жанре салонной живописи, считались малохудожественными, обслуживающим потребности мещанства и императорского двора, а в СССР – излишне буржуазными, красочными и ненужными образцовому советскому человеку.
Впервые «Пленников красоты» посетители Третьяковской галереи увидели в 2004 году благодаря инициативе заместителя генерального директора по научной работе, доктора искусствоведения Татьяне Карповой. С тех пор в разных составах выставка побывала во многих музеях России и мира.
Со временем пришло осознание, что слово «салон» не наносит морального ущерба ценителю высокого искусства, а демонстрирует богатство приемов работы с формой. Несмотря на неприязнь приверженцев аскетичного демократического реализма к ярким «пустышкам», за их создателями внимательно следили, а такие мастера, как Репин и Крамской, использовали в своих работах достижения салонного искусства и позднего академизма.
– Русское академическое и салонное искусство XIX века – значительное художественное явление, давно ждавшее специального показа и исследования, открытия новых имен и произведений, – сказала на открытии выставки Татьяна Карпова. – Знакомство с ним способствует созданию более объективной картины развития русского искусства, позволяет восстановить историческую справедливость и отдать дань художникам, внесшим существенный вклад в культуру XIX столетия, а также лучше понять истоки многих художественных процессов XX века.
Салонно-академическое и реалистическое направления искусства можно рассматривать как антагонистов. Контрастными видятся многие качества этих направлений: психологизм и поверхностное отношение к личности, озабоченность социальными, нравственными проблемами и легкомыслие, изображение труда, бедности и смерти в противовес картинам празднеств, отдыха, любовных приключений, повседневная обыденность и экзотика, реальность и миф, сдержанная палитра, сознательное ограничение выразительных средств и пестрота ярких красок.
– Салонный колорит слишком цветист, слишком внешне эффектен и не всегда верно передает действительность, но, не зная этого искусства, мы не можем полностью понять тех же передвижников, – отметила Татьяна Карпова. – Они намеренно использовали оттенки серого и оливкового цветов, темных тонов, будучи в оппозиции искусству красочному, гедоническому в пышных золоченых рамах, которые существенно усиливали эффект картин, и огромные полотна гармонично вписывались в роскошные интерьеры.
Легкое, нарядное и, как говорили злопыхатели, бездумное салонное искусство таит в себе множество интересного. Произведения «пленников красоты» поражают совершенством рисунка, мастерством композиции, блеском колорита, разнообразием фактурных эффектов, занимательностью сюжетов. Кроме того, их авторы были эрудитами и часто обращались к истории, античности. Для полноценного восприятия некоторых полотен придется вспомнить или узнать, прочитав табличку рядом с полотном, кто такие Катулл, Меценат, пифагорейцы, и что происходило во время Варфоломеевской ночи. А, например, «Цезарская забава» Поленова расскажет о жестоких нравах императора, который отправлял неугодных слуг в клетку с тигром.
Академизм и «салон» можно найти в живописи очень многих стран, но при общем совпадении жанровой и тематической структуры в России были свои национальные особенности – сцены из боярского быта XVII века, виды Крыма и царских резиденций на полуострове, портреты девушек в кокошниках и сарафанах.
Сейчас, во время золотой осени, пестрота и пышность «Пленников красоты» соответствует состоянию заполярной природы. Но с каждой неделей, приближающей нас к полярной ночи, мурманские пейзажи будут все более монохромными, и порадовать глаз можно будет на живописной выставке с золотым отливом, которая будет открыта до 17 декабря.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.