Первого сентября после трехгодичного ремонта вновь распахнула двери для учеников мурманская школа номер один. Хотя назвать ремонтом то, что удалось сделать за это время, не поворачивается язык. Это был не ремонт, а коренная и полная реконструкция. От прежней школы остался только фасад, а вся «начинка» поменялась. Стала самой современной. Почему это сообщение привлекло мое внимание? Все очень просто. Это моя школа. Моя родная. Я проучился в ней десять лет. Правда, это было давно. Но это было! Первый класс. Первый звонок. Первая учительница…
Первый «Б»
Так получилось, что мое первое знакомство с первой школой состоялось за два года до того, как я стал ее учеником. Мне было пять лет, и мы жили в коммуналке на улице Челюскинцев. В одно из воскресений отец взял меня с собой. Близились какие-то выборы, а отец был агитатором, и пришла его очередь дежурить на избирательном участке, который располагался в первой школе. Пока отец сидел на избирательном участке, я бродил по пустым школьным коридорам и заглядывал в пустые классы. Школа мне запомнилась. А еще находившаяся поблизости нависавшая над стадионом «Строитель» парашютная вышка. Тогда я еще не знал, что всего через год мы переедем в только что построенный дом на улице Микояна, а через два года сам стану первоклассником первой мурманской школы. И тем более не предполагал, что проучусь в ней все десять лет.
В школу тогда ходили в ту, которая была ближе всего к дому. Мою школу я видел из окон нашей квартиры. А всего в нашем дворе, который составляли четыре построенные квадратом хрущевки, жили четверо моих одноклассников и десяток ребят, которые учились в параллельных классах. Всего 1 сентября 1965 года в первой мурманской школе появилось пять первых классов. Я пошел в первый «Б». С тех пор буква оставалась неизменной. Менялись только цифры до тех пор, пока к лету 1975 года не доползли до десяти.
Вот такая преемственность
Мою первую учительницу звали Нина Петровна Паленова. Мудрая и добрая. За четыре года до нас она стала первой учительницей старших братьев моих одноклассников Сережи Хохлова и Саши Корнейко. Через четыре года она станет первой учительницей младшей сестры моей одноклассницы Наташи Незговоровой, а через восемь лет – первой учительницей Саши Привалихина, моего младшего брата, и Ромки Ивановского, младшего брата еще одной моей одноклассницы Марианны Ивановской. Вот такая преемственность.
Школа – это в первую очередь люди. Учителя, любимые и не очень. Ученики – и отличники, и троечники, и двоечники, и даже второгодники. И конечно, технический персонал. А куда же без него? Любимицей всех учеников была техничка, которую все называли тетя Шура. Маленькая, худенькая, шустрая. Такая женщина без возраста. Вечно со шваброй, тряпкой и ведром. Ее сын Валерка тоже учился в нашей школе и окончил ее на четыре года раньше нас.
Учительская династия
Но главными, конечно, были учителя. Попробую рассказать о некоторых из них. О тех, кого помню и люблю и по сей день. Наверное, одной из самых известных учительских династий всей Мурманской области является династия Манухиных – Домановых. У них на четыре поколения четыреста лет работы в школе! Мне посчастливилось знать двоих из них, учиться у них.
Мария Александровна Манухина начинала в Коле пионервожатой, затем после окончания Мурманского государственного педагогического института работала учителем русского языка и литературы в первой школе. Потом стала завучем – организатором внеклассной работы в младших классах. Тогда-то мы с ней и встретились. Я быстро стал любимчиком Марии Александровны. А что? Отличник, отличавшийся примерным поведением, знающий наизусть множество стихов. Так что я быстро стал отдуваться за класс, выступая на утренниках и прочих праздниках, а также и за всю школу, если праздники были рангом повыше. И мне это нравилось. Честное слово! Много позже я понял почему. Дело было в Марии Александровне. В ее педагогическом чутье, в педагогическом таланте, в умении работать со всеми нами вместе и с каждым в отдельности. Наша дружба продолжалась недолго. В 1969 году Мария Александровна ушла работать в областной отдел народного образования, а после этого много лет преподавала в Мурманском педагогическом училище.
Девичья фамилия Марии Александровны была Сотникова. Ее сестру звали Раиса. Она тоже стала учителем, а потом 17 лет работала директором тридцать четвертой мурманской школы. Замуж Раиса Александровна вышла за Георгия Владимировича Доманова. Он преподавал в нашей школе труд у мальчишек и был нашим любимцем. Мы его обожали. При этом биографию его знали очень отрывочно. Подробнее узнали уже через много лет после окончания школы. Он родился в Минске. В самом конце июня 1941 года этот город оккупировали немцы, а тринадцатилетний Георгий ушел в партизаны. После освобождения Минска стал бойцом Красной Армии. Был награжден орденами и медалями. Вот какие учителя тогда работали в первой школе. В моей школе.
Должен сказать, что Мария Александровна о своем муже рассказывать не любила. Предпочитала помалкивать. А ведь именно ее муж и был основателем знаменитой учительской династии. Его звали Виталий Прохорович Манухин. Биография типичная. Пионервожатый, учитель истории, директор школы. Одиннадцать лет Виталий Прохорович возглавлял областное образование, преподавал в институте и университете. Он ушел из жизни в конце марта прошлого года. Его педагогический стаж был 62 года. Виталий Прохорович пережил Марию Александровну на 25 лет. Наверное, поэтому ее педагогический стаж был «всего» сорок три года.
Мне довелось видеть однажды всю четверку основателей династии разом и в одном месте. На четвертом курсе выходила замуж наша однокурсница. Ее мама всю жизнь проработала учителем в школе № 34 и приятельствовала с директором. Она пригласила Раису Александровну и ее сестру на свадьбу, а они, понятное дело, пришли с мужьями. Так в мурманском кафе собрались вместе Мария Александровна и Виталий Прохорович Мунухины и Раиса Александровна и Георгий Владимирович Домановы.
Край, в котором мы живем
Обязательно должен сказать теплые слова о Галине Александровне Двининой. У нас, у малышни, она была завучем по учебной работе. Высокая, стройная, всегда подтянутая, седая и строгая. Но это только внешне. Она была наша. Своя. Родом из Кузомени. В нашей школе работала с 1944 года, сразу по возвращении из эвакуации. Мы были маленькими и бестолковыми. Никак не могли сложить два и два, чтобы понять, что Галина Александровна была младшей сестрой Евгения Александровича Двинина. Того самого, по книге которого все мы учили историю родного края. Книга называлась «Край, в котором мы живем». И до семидесятых годов прошлого века это была единственная книга по истории Кольского полуострова и Мурманской области. Книги наших гигантов – профессоров Ивана Федоровича Ушакова и Алексея Алексеевича Киселева «Кольская земля» и «Родное Заполярье» вышли намного позже. Вот так, по книге старшего брата нашего завуча мы начинали учить историю своего края, а много позже мне посчастливится стать студентом профессоров Ушакова и Киселева.
«Он вчера не вернулся из боя…»
Когда я учился, в нашей школе не было музея боевой славы. А зачем, если в нашем доме и в соседних домах жили участники Великой Отечественной войны? А мы и так с первого класса назубок знали, что в нашей школе учился будущий Герой Советского Союза Анатолий Бредов. Как знали фамилии и первого директора нашей школы Александра Владимировича Когана, и ее учителей, отдавших на той войне свои жизни за наше будущее. А зачем, если войну прошел тогдашний директор школы Борис Александрович Кудинов, зачем, если воевал наш учитель труда Георгий Владимирович Доманов? Зачем, если наш классный руководитель Алевтина Петровна Абалмасова, учившая нас русскому языку и литературе, запросто могла принести на свой урок портативный проигрыватель и поставить на него только что выпущенную фирмой грамзаписи «Мелодия» маленькую пластинку Владимира Высоцкого с его военными песнями? Я тогда впервые услышал «Братские могилы» и «Он вчера не вернулся из боя...» и тут же запомнил их на всю жизнь. Зачем, если в год, когда я пошел в школу, солдаты, прошедшие всю Великую Отечественную от первого до последнего дня, были молодыми и полными сил сорокапятилетними мужиками? Зачем, если родители некоторых моих одноклассников воевали? Я любил бывать у своей одноклассницы Оли Волковой, жившей в нашем подъезде двумя этажами ниже. Всякий раз я просил показать боевые награды ее отца, дяди Жени, и всякий раз мои руки дрожали, когда я брал в них орден Красной Звезды и медали «За отвагу» и «За победу над Германией».
Воевал и наш учитель физкультуры Владимир Иванович Баринов. Он воевал здесь, на Севере, был десантником. Он проработал в школе много лет. Мне кажется, что его знал весь город! Владимир Иванович учил нас любить Родину и прививал любовь к спорту. И многим из нас привил ее на всю оставшуюся жизнь. Честь ему за это и хвала. Благодаря Владимиру Ивановичу мы, пятиклашки, заняли второе место в первенстве школы по футболу среди пятых – восьмых классов. А еще он один из первых купил автомобиль «Москвич-408» темно-красного цвета. Сначала мы каждую перемену бегали на него поглазеть. Не потому, что это была новая модель «Москвича», а потому, что он был… праворульным! Потом привыкли и лишь выглядывали в окно, чтобы определить, в школе Баринов или нет.
Начальную военную подготовку у нас преподавал Павел Николаевич Лоснов. Полковник и кавалер ордена Красной Звезды. Он был ранен во время войны с Японией летом 1945 года, но остался в армии, а демобилизовавшись, пришел в школу. Это для него одного, облаченного в парадный мундир со всеми орденами и стоящего у подъезда своего дома, во время пандемии коронавируса был устроен военный парад! Долгую, славную и честную жизнь прожил наш Павел Николаевич. Он умер год назад, успев отпраздновать девяностопятилетие.
А всего два месяца назад ушла из жизни Александра Прокофьевна Ванчикова. Ей был девяносто один год, и она была директором нашей школы. Мы стали ее последним выпуском в первой школе, когда ее заканчивали. Она выпустила нас и ушла директором во вторую школу, где проработала почти тридцать лет. А еще успела летом 1975 года провести для абитуриентов мурманского пединститута подготовительные курсы по русскому языку и литературе. Среди абитуриентов был и я. Именно она сделала из второй школы гимназию номер два. Там сегодня учится моя внучка. Трудовая биография Александры Прокофьевны точно такая же, как у тех учителей, о которых я уже написал: пионервожатая, учитель, директор.
За все спасибо
Дорогие, родные мои Учителя. Именно так! С большой буквы! Спасибо вам всем, и простите меня, что я не могу сегодня упомянуть вас всех. Понимаю, что каждый из вас достоин отдельного рассказа. Например, уникальная Александра Кирсановна Зблыгина, которая учила нас химии в девятом и десятом классах. Я таких учителей больше не встречал. У нас было четыре девятых класса. Два учились в первой школе с первого класса, а два были набраны из других школ. Знания там давали послабее, чем в нашей. Так вот, Александра Кирсановна к каждому своему уроку писала три конспекта! Один был для тех, кто учился в первой школе всегда, второй, попроще, – для девятого «В», а третий, еще проще, – для девятого «Г». Английский язык нам преподавала интеллигентнейшая, добрая и мягкая Анна Семеновна Васюкова. Ее безусловная заслуга есть в том, что в моем дипломе написано: «учитель истории и английского языка». Спасибо вам всем!
Без двух девяносто
Наверное, теперь, когда я буду проходить мимо своей школы, то всякий раз буду думать: вот она. Моя школа. Родная. Снаружи почти такая же, как была первого сентября 1965 года, когда я первоклассником переступил ее порог. Правда, спортзала тогда еще не было. Вместо него была угольная котельная, которая отапливала не только школу, но, говорят, еще и первые построенные на горе «хрущевки» до той поры, пока не запустили теплоцентраль. А внутри совсем другая. Суперсовременная. Неужели не оставили хотя бы маленького кусочка той, старой, школы? На память. Ведь школа старая. Там даже была квартира директора. Она располагалась в правом крыле первого этажа, и мы даже помогали как-то делать в ней ремонт на уроках труда. Обрывали обои, под которыми оказались газеты. Тогда было принято клеить старые газеты, а на них уже обои. Так вот, это были газеты 1949 года, и с их первой страницы на нас смотрело улыбающееся лицо Мао Цзэдуна…
Еще буду думать, что если я сегодня постучу в ее двери, то меня еще и не пустят внутрь. А слова о том, что я проучился в этой самой школе десять лет и теперь хочу посмотреть, как она похорошела, наверное, не станут для охранника весомым аргументом…
Ну что же, навязываться я не люблю. Буду любоваться со стороны и радоваться, что жизнь моей родной школы продолжается. И что через два года ей исполнится девяносто лет.
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото из личного архива автора, с сайта школы № 1, архива «Вечернего Мурманска».