В XX веке европейские романисты любили экспериментировать с текстом и дошли до того, что создали несколько выдающихся произведений без конкретных героев или без описания их действий. Следующий гвоздь в крышку гроба «живой» литературы вбил критик Ролан Барт, написав эссе «Смерть автора». В то же время русскоязычные литераторы издавали огромными тиражами классическую прозу и поэзию как в СССР, так и в эмиграции. Запоем читались те и другие произведения. Прошло меньше 100 лет, и в России все чаще стали говорить о смерти героя и… читателя.
Не везение, а заслуга
Мурманским библиофилам этим летом крупно повезло. На 2023 год столица Кольского Заполярья официально стала библиотечной столицей России, поэтому здесь с 10 по 17 июня проходит Всероссийский библиотечный конгресс. И это заслуженный успех системы наших библиотек, а не везение! В 2021 году Мурманскую область признали самым читающим регионом России, а научная библиотека успешно провела первый международный «Литературный диктант», не менее успешно повторившийся прошлой осенью. В 2022 году в регионе открылось семь модельных библиотек, в этом году откроется еще пять благодаря обилию заявок, которые подают заполярные библиотекари.
Мурманск стал, возможно, первым городом, где во время конгресса прошло множество мероприятий не только для библиотекарей, но и для читателей.
С 11 по 14 июня в Центре современного искусства в научной библиотеке проходила книжная ярмарка с участием 20 издательств. Бесплатно можно было не только посетить «торговые ряды», но и пообщаться с писателями, получить их автографы, обсудить проблемы современной литературы и научиться рисовать иллюстрации для книг.
Самым известным гостем Мурманской книжной ярмарки стала писательница Татьяна Толстая, обладатель премии «Писатель года-2020». Она презентовала свою новую книгу «Истребление персиян», состоящую из ее бесед с кинокритиком и эссеистом Александром Тимофеевским (1958–2020) и воспоминаний друзей о нем. Тимофеевский – один из разработчиков концепции газеты «Коммерсант» и шеф-редактор журнала «Русская жизнь», но широкому кругу читателей он не слишком известен. Поэтому около сотни мурманчан пришли скорее за автографом, чем за новой книгой Татьяны Никитичны.
Был и обратный пример, когда группа мурманчан ходила на все встречи с участием доселе незнакомого им писателя и литературного критика Платона Беседина. Кроме двух встреч с мурманчанами он незапланированно поучаствовал в дискуссии о современном литературном герое, которая без него точно была бы менее интересной. Платон соглашался, дополнял и спорил со старшим товарищем по перу Максимом Замшевым и молодым писателем Исламом Ханипаевым.
Не мы такие – время такое
– В 90-е в России началась жизнь без героев, когда вершин социальной лестницы достигали воротилы, с которых не стоило брать пример, – задал тон дискуссии поэт и прозаик Максим Замшев. – Но еще при СССР, в 80-е годы, критики заговорили об амбивалентном герое, о человеке сложном, в котором добро уживается со злом, и даже святость не бывает абсолютной. Отличный пример – герои книги «Один и Одна» Владимира Маканина. Они совсем негероические в отличие от типичных советских героев, но от этого не менее интересны писателю и читателю.
– Мое поколение меньше смотрит назад на 2000-е и 90-е годы, мы больше занимаемся самокопанием в хорошем смысле этого слова и смотрим в будущее, – говорит Ислам Ханипаев, молодой писатель из Дагестана. – Если говорить о героизме, мне нравится концепция «будничность подвига» Толстого. Например, моя теща-учительница для меня герой, потому что каждый день ищет в Интернете лучшие мировые практики обучения детей в начальных классах. Любой самоотверженный врач точно для меня герой, как и любой борец за справедливость.
– Героев в классическом понимании уже лет 10–15 нет ни в литературе, ни в кино, ни в прессе, – подытожил Платон Беседин. – Для меня последний настоящий российский герой – это Данила Багров из фильма «Брат». Но это герой 90-х. С тех пор я жду нового, однако наше информационное пространство как будто зачищено. И зачистка эта началась еще в 80-х годах прошлого века, когда из школьной программы убрали роман «Как закалялась сталь» о герое нескольких поколений Павле Корчагине. Из реальной жизни герои, гражданские или военные, никуда не делись, но их нам показывают очень редко.
Максим Замшев отметил, что для российских писателей главное было преодолеть эпоху постмодернизма, когда литературный прием был важнее человека, а персонаж, внутренний свет которого противостоит внешней тьме, всегда был и будет интересен.
Платон Беседин уточнил, что этот борец за истину, правду и справедливость может быть интересен, даже если он эту борьбу ведет почти незаметно внутри себя, а не сражается с системой. С развитием технологий информационное поле все сильнее влияет на человека, подавляя его, форматируя. И в бушующем море точек зрения и мнений всем хочется найти точку опоры, пусть даже в литературном герое. Но сейчас при всем желании создать средствами литературы образ героя в массовом сознании очень сложно, потому что средний тираж книг в России – всего четыре тысячи экземпляров.
Книжная ярмарка завершилась встречей с писателем, режиссером и сценаристом Арсением Гончуковым, а библиотечный конгресс продолжается. 16 июня библиотекари со всей России поедут в Североморск перенимать опыт коллег, которые признаны лучшими в стране по патриотическому просвещению. Это очень актуально, учитывая ситуацию в России и в мире и то, что 111 из 950 участников конгресса – это библиотекари из воинских частей.
К ТЕМЕ
На Всероссийском конгрессе в Мурманске впервые был представлен недавно созданный Федеральный центр регионалистики «Вся Россия» и посвященный ему раздел на сайте Российской национальной библиотеки, объединяющий источники исторической и справочной информации о 85 регионах нашей страны. Центр собирает сведения о стране через ее регионы с помощью энциклопедий и справочников о краях, районах и сельских поселениях, изданных небольшим тиражом. Авторы инициативы считают важным объединить эти источники, оцифровать их и разместить в открытом доступе вместе с картами, иллюстрациями и региональной геральдикой, чтобы расширить и углубить знания россиян о своей стране.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.