Как только количество осадков в Мурманске начало приближаться к обычной зимней норме, в СМИ и социальных сетях сразу стали появляться жалобы от жителей на плохую уборку снега и снежные кучи во дворах. Из практики известно, что в дальнейшем количество таких жалоб будет только расти, а весной и во время оттепелей к ним добавятся еще и обращения по поводу упавших сосулек и обрушившихся снежных шапок.
Ситуация эта повторяется из года в год. Причем волна народного возмущения почти не зависит от действий коммунальных служб, а зависит лишь от погодных условий: в малоснежные зимы она меньше. Почему так происходит и стоит ли ждать хоть каких-то перемен к лучшему в обозримом будущем – об этом поговорим сегодня.
Одни правила для Мурманска и Сочи
Зимняя уборка снега в России регламентируется огромным количеством всевозможных законодательных актов, правил, требований и так далее. Что, в общем-то, неудивительно: у нас все-таки преимущественно северная страна. Давайте назовем главные.
Итак, уборка снега упоминается в следующих документах:
- Жилищный кодекс РФ;
- Постановление Госстроя № 170 от 27.09.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», МДК 2-04.2004 «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда»;
- Постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 «Правила содержания общего имущества в МКД», Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
К этому можно добавить еще муниципальные правила благоустройства и договора жителей с конкретной управляющей компанией. Плюс есть еще СанПиНы, ГОСТы, разъяснительные письма Минстроя, всевозможные внутриведомственные регламенты и так далее.
То есть нормативно-правовых актов много. Однако в данном случае количество никак не перерастает в качество, потому что на поверку большая часть этих документов не соответствует современным реалиям, устарела, да и просто невыполнима. К тому же требования в них прописаны практические одинаковые для всей страны. Хотя, согласитесь, количество выпадающего снега, скажем, в Сочи и в Мурманске несколько разное.
Гладко было на бумаге
В Постановлении Госстроя № 170 устанавливается периодичность уборки во время снегопада. Указаны также классы тротуара, в зависимости от которых периодичность меняется.
1-й класс – интенсивность движения до 50 человек в час. При температуре выше -2°С такой тротуар должен убираться от снега один раз в 1,5 часа, при температуре ниже -2°С – один раз в три часа.
2-й класс – интенсивность движения от 50 до 100 человек в час. Должен убираться, соответственно, один раз в час и в два часа.
Ну и 3-й класс (интенсивность движения больше 100 человек в час) – каждые полчаса и каждый час.
Для городов северной климатической зоны, к которым относится и Мурманск, в постановлении сделано специальная уточнение: «Периодичность очистки тротуаров от снега при снегопадах значительной интенсивности, независимо от их класса, сокращается, уборка в отдельных случаях должна производиться непрерывно».
То есть вроде бы все понятно и логично: в среднем каждый тротуар в городе возле каждого дома в период снегопада должен убираться каждый час, а при обильных снегопадах в городах северной климатической зоны – постоянно.
Вот только на практике выполнить такое требование очень сложно. Нет, для Сочи, где снег выпадает раз в несколько лет, никаких сложностей нет. А для Мурманска? Возьмем, к примеру, управляющую компанию, которая обслуживает, скажем, 100 домов. Для того чтобы обеспечить непрерывную уборку во время обильного снегопада (да даже и обычного), ей нужно одномоментно вывести во дворы 100 дворников. С учетом того, что снег у нас может идти и сутки, и двое, и больше, а рабочий день – восемь часов, то дворников для непрерывной уборки (или уборки каждый час) требуется уже не 100, а 300. К тому же рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме (так правильно называется сейчас дворник), должен еще и подъезды убирать, выполнять другие необходимые работы. То есть их в штате должно быть еще больше.
Отсюда три вопроса: «Где взять столько дворников?», «Кто должен оплачивать расходы на их содержание?» и «Что делать со всей этой оравой, когда снегопад закончится и такое количество рабочих будет уже не нужно?».
На каждый из этих вопросов ответа нет. В этом главная слабость нашего жилищного законодательства: разнообразных требований и правил в нем очень много, но нет объяснения, как их выполнять.
Частичное решение – не решение
Подобных примеров не счесть. Скажем, в тех же правилах содержания жилфонда указано, что на кровлях не допускается накопление снега толщиной более 30 см, образование сосулек длиннее 10 см и снежных навесов.
И опять-таки вроде все правильно.
Но проблема в том, что для устранения и снега на крышах, и сосулек требуются специалисты со специальными допусками для работы на высоте. То есть опять для выполнения требований законодательства требуется одновременно много работников с определенной квалификацией, которых просто нет в наличии в таком количестве и негде взять.
В принципе, частично проблема решается за счет того, что опасные участки возле домов, на которые возможен сход снега, можно огораживать, чтобы люди обходили их стороной и не ставили свои автомашины. Но в том-то и дело, что проблема решается только частично. Потому что, во-первых, таких участков после обильных снегопадов и во время оттепелей очень много, во-вторых, люди часто игнорируют или даже снимают такое ограждение, а в-третьих, есть места, которые огородить не получится, например, когда снежная шапка нависает непосредственно над входом в подъезд.
Все эти случаи никак не оговариваются в законодательстве. Хотя сталкиваться с подобными ситуациями приходится каждую зиму.
Все на борьбу с колейностью!
Но запутаннее всего дело обстоит с так называемой механизированной уборкой снега.
К примеру, в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 говорится, что при наличии колейности свыше 5 см во дворе необходимо проводить работы по сдвиганию свежевыпавшего снега и очистке придомовой территории.
В Мурманске колея в 5 см и более практически в каждом дворе возникает после любого снегопада средней интенсивности, которые в холодные месяцы у нас проходят довольно часто. То есть получается, что после снегопадов механизированную уборку нужно проводить одновременно во всех дворах во всем городе? Или каждые два-три дня. Иначе колейности более 5 см не избежать.
Вот только где столько тракторов и самосвалов для вывоза снега взять? Для управляющей компании из приведенного выше примера потребуется 100 погрузчиков – по одному на каждый двор. Да плюс еще минимум столько же самосвалов. Такого количества техники нет ни у одной УК в городе. То есть это требование заведомо невыполнимо. Для Мурманска. А вот для Сочи проблем, пожалуй что, нет.
Очень часто у читателей возникают вопросы по поводу снежных куч во дворах. Это как раз в законодательстве учтено. Пункт 3.6.20. Постановления № 170 гласит, что «снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях, при обеспечении сохранения зеленых насаждений». То есть кучи разрешены! Но никак не разъясняется, что такое свободные территории и на какой период времени разрешено оставлять эти кучи.
В результате имеем ситуацию, когда некоторые автовладельцы специально на период уборки оставляют свои машины во дворе, чтобы на «их» парковочное место не навалили снежную гору.
И раз уж речь зашла о помехах для проведения работ из-за оставленных автомобилей, то этот вопрос вообще никак не урегулирован. А ведь давно известно, что очистка полностью освобожденного от транспорта двора проходит в несколько раз быстрее, чем забитого личными автомобилями. Недисциплинированность отдельных автовладельцев выливается в то, что от снега очищается в несколько раз меньше дворов, чем могло бы.
Проблема хорошо известна всем. Однако и по сей день никаких мер воздействия ни на тех, кто оставляет свои машины на период уборки во дворах, ни на тех, кто ставит их в опасную зону, где возможен сход снега с кровли, не существует. Кроме уговоров. В итоге страдают все. В том числе и сами недисциплинированные автовладельцы.
А время идет
И в завершение. Конечно, универсальные правила по уборке снега для страны, в которой столько климатических зон и региональных особенностей, придумать сложно. Попытки подвести все под единый знаменатель и просто ужесточить требования приводят лишь к их невыполнению. Проблема эта существует уже много лет, время идет, но каких-либо попыток уточнить нормы законодательства, сделать их ближе к реалиям сегодняшнего дня, решить наболевшие проблемы – не видно.
Зимняя уборка в регионах северной климатической зоны – тема крайне сложная, требующая свежего взгляда и новых оригинальных решений. Но пока в этой сфере творится хаос, в том числе возникший из-за несовершенства нормативно-правовой базы. Все это, к сожалению, не только создает большой дискомфорт для жителей, но имеет порой и гораздо более серьезные негативные последствия.
Сергей Зимин
Фото из архива редакции