В сентябре 2022 года ученые советы Мурманского арктического государственного университета (МАГУ) и Мурманского государственного технического университета (МГТУ) приняли решение объединить крупнейшие вузы Кольского Заполярья. Мурманчане эмоционально возмущались в соцсетях, недоумевая, зачем сливать в одно целое такие разные «пед» и «вышку». Только в конце 2022 года руководители МАГУ и МГТУ подробно, понятно и доходчиво ответили на вопросы мурманчан в эфире ГТРК «Мурман». Посмотрев интервью с ними, а также изучив практику других регионов, журналист «Вечернего Мурманска» удивился, как два мурманских вуза до сих пор сохраняли свою самостоятельность.
Развитие или объединение?
– Идея объединения возникла еще в 2015 году, и с тех пор изучались различные способы слияния, – сообщила в интервью ректор МАГУ Ирина Шадрина. – У МАГУ и МГТУ одни и те же преподаватели, много специальностей, которые выпускаются в том и другом вузе, поэтому надо конкурировать не друг с другом, а с университетами других областей. Наконец-то появилась возможность объединиться, чтобы вступать в финансовые программы национального уровня.
В январе 2022 года в МГТУ создали наблюдательный совет во главе с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым. В сентябре ученые советы двух вузов решили их объединить, а к октябрю уважаемые представители сферы образования и бизнеса в составе наблюдательного совета разработали программу развития МГТУ до 2028 года и поддержали идею объединения МГТУ и МАГУ как соответствующую общероссийской тенденции. При этом на обновление инфраструктуры высшей мореходки компания «НОВАТЭК» выделила более 150 миллионов рублей, еще 26 миллионов перечислили другие организации.
Через два месяца после этого в Министерство науки и высшего образования РФ были отправлены документы о предстоящей реорганизации. В конце декабря в ответном письме мурманское министерство образования получило приказ о реорганизации, которую юридически планируется завершить до апреля. То есть в этом году абитуриенты будут подавать документы на поступление уже в Мурманский арктический университет. Ректоры заверили, что все направления подготовки и условия поступления сохранятся, а под сокращение попадут только административно-управленческий и технический персонал. Нынешние студенты МГТУ и МАГУ при выпуске получат диплом МАУ.
Крупные содержать выгоднее
О том, что все-таки кардинально изменится после объединения ведущих мурманских вузов, рассказала исполняющая обязанности ректора МГТУ Мария Князева.
– У объединенного вуза появится возможность получать ресурсы на развитие с помощью федеральных программ поддержки вузов, – объяснила Мария Александровна. – Чтобы бороться за финансирование, вуз должен соответствовать определенным показателям, которых оба наших вуза порознь пока не достигают. Преодолеть эти пороговые значения поможет только объединие. Получить гранты на развитие можно, участвуя в конкурсах, таких как «Приоритет 2030» или «Передовая инженерная школа».
Базовый грант «Приоритета-2030» – 100 миллионов рублей на обновление материально-технической базы и реализацию научно-исследовательских проектов.
– Современный университет неконкурентоспособен без исследований, научных групп и новейшего оборудования, а для развития научно-образовательного центра в регионе нужно консолидировать усилия, – считает заместитель губернатора Мурманской области Юрий Фомин. – До сих пор МАГУ и МГТУ конкурировали друг с другом, привлекая абитуриентов, и это не давало выйти за рамки региона, то есть привлекать в столицу Кольского Заполярья студентов и преподавателей из других областей.
Принято считать, что крупным вузам проще получать различные гранты, но это не всегда так. В апреле 2021 года ученые советы двух ведущих вузов Башкирии проголосовали за их слияние, и уже в сентябре 2021 года совместная заявка БашГУ и УГАТУ стала победителем федеральной программы поддержки университетов «Приоритет 2030». В том же году в эту программу вошел Тамбовский государственный университет, которому удалось отстоять самостоятельность. А вот Северный арктический федеральный университет (САФУ, Архангельск), объединивший в себе в 2010 году пять учебных заведений, ни в 2021-м, ни в 2022 году не попал в «Приоритет 2030». И это несмотря на то, что в 2022 году по показателю «Образование» САФУ занял 18-е место в национальном рейтинге среди 358 лучших вузов России. В этом же рейтинге по тому же показателю МАГУ занимает 120-е место, а МГТУ – 266-е.
Может быть, дело не в объединении мощностей? В соцсетях распространено мнение, что вузы объединяют для их выживания, а не развития, так как в последние 10 лет абитуриентов в Кольском Заполярье больше не становится (мягко говоря), а техническая база и преподаватели стареют. При этом государству выгоднее содержать не маленькие вузы, а укрупненные.
Пример поразителен
Впервые реорганизовывать высшие учебные заведения предложил Президент России Владимир Путин в 2012 году, когда узнал, что в рейтинге ста лучших вузов мира нет ни одного российского. В 2013 году после проверок были закрыты 30 неэффективных учебных учреждений, а в 2015 году – более 600 вузов и их филиалов. К 2017 году в стране осталось 1256 вузов и филиалов, в которых учились 4,5 миллиона студентов, то есть 3600 учащихся на одно учреждение. Кстати, в Советском Союзе было 500 вузов, и на каждый из них в среднем приходилось по 6000 студентов.
Объединять вузы в России начали еще в прошлом веке. С 1993 года по 2012 год из 40 вузов, расположенных от Якутии до Калининграда, от Ставрополя до Архангельска, были созданы 12. Всероссийская тенденция затронула и ближайшие к Мурманской области регионы. В 2010 году в Архангельске создали САФУ, в который вошли Архангельский государственный технический университет, Поморский государственный университет, Архангельский лесотехнический колледж, Северодвинский технический колледж, Северодвинский институт судостроения и морской арктической техники и Архангельский филиал всероссийского заочного финансово-экономического института. В 2013 году Карельская педагогическая академия стала институтом при Петрозаводском государственном университете. Пять лет назад Сыктывкарский государственный университет слился с Государственным педагогическим институтом Коми.
В большинстве случаев перспективу слияния местные жители воспринимали в штыки. Например, в Тамбове более тысячи студентов и преподавателей двух крупнейших университетов устроили акцию протеста против объединения. Их возмутило то, что преподавателей и студентов поставили перед фактом слияния, при этом не предоставили гарантий о сохранении рабочих мест и стоимости обучения. Недоумение вызывало и присоединение к техническому университету бывшего педагогического. Вузы до сих пор работают по отдельности, и бывший «пед» Тамбова, города с населением 260 тысяч человек, своим примером доказывает, что получать федеральные гранты на развитие самостоятельные вузы могут даже в провинции.
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото автора и Игоря ЕРЕМЕНКО