Две ноябрьские недели подряд Мурманск был столицей международных фестивалей – сначала телевизионного, потом театрального. «Северный характер» сменила «Арктическая сцена». Такой порядок представляется мне символическим. Ведь «Северный характер» прошел уже в 14-й раз, а вот «Арктическая сцена» делает свои первые шаги, и этому фестивалю еще предстоит доказывать свое право на жизнь, право называться традиционным.
«Нахальные и самонадеянные»
Мне очень повезло. Телевизионный фестиваль «Северный характер» придумала моя давняя знакомая и коллега Светлана Солдатова, а в жизнь эту «самонадеянную инициативу» претворяли уже несколько человек, «работающих на голом энтузиазме, зато с горящими глазами». Кавычки здесь стоят потому, что я просто цитирую слова Светланы Юрьевны.
А повезло мне потому, что всю эту нахальную компанию я давно знаю. Поэтому, наверное, они почти десять лет приглашали меня поучаствовать в фестивале в качестве волонтера. Я с удовольствием соглашался и был модератором того или иного фестивального события, представлял фильмы-участники, вел их обсуждение после показа и так далее и тому подобное. К сожалению, потом тяжелая болезнь сильно ограничила мои возможности, но я по-прежнему слежу за фестивалем и радуюсь его успехам. Впрочем, не только слежу. Уже много лет я помогаю своему старому товарищу режиссеру Андрею Сычеву выставлять свои фильмы на фестиваль. В том числе и на только что завершившийся.
Новорожденной «Арктической сцене» было полегче, чем «Северному характеру». Она с самого начала получила бюджетную поддержку. И слава Богу! Пусть им будет чуточку проще. А вот развития «Арктической сцене» хочется пожелать такого же, как «Северному характеру». Ведь первоначально цель кинофестиваля формулировалась так: «Объединить журналистов Северных стран. Создать условия для взаимопроникновения культурных традиций разных стран. Повысить осведомленность мирового сообщества о жизни людей на Крайнем Севере». Но «нахальные и самонадеянные» энтузиасты сумели настолько расширить географию своего детища, что на обладание северным характером давно уже претендуют фильмы, сделанные кинематографистами стран Азии, Африки, Латинской Америки. Так пусть и «Арктическую сцену» ждет такая же судьба, как у старшего брата!
Главные герои
Но сегодня я хочу поговорить не о тех, кто своим энтузиазмом, упорством, талантом, умением создает эти фестивали, а о нас, зрителях, которых зовут на фестивальные просмотры. Ведь для того, чтобы стать зрителем, как киношным, так и театральным, нам тоже требуется и энтузиазм, и талант, и умение. Да-да! Умение быть зрителем! Ведь мы ходим в кино и в театры в том числе и для того, чтобы услышать дыхание зала, понять его реакцию, чтобы стать частью того, что происходит на сцене и на экране. Именно таким образом мы сами становимся, если хотите, со-творцами если не фильма, то театрального спектакля уж точно. Это сближает нас друг с другом, с актерами на сцене, со всеми теми, кто отвечает за спектакль, на сцене не появляясь. Мне кажется, что только в единении зрительного зала и сцены происходит рождение спектакля.
Сегодня мы привыкли делать то, что модно. Кинофестиваль? Отлично! Главное – побывать на его торжественном открытии и закрытии. Отметиться. Фестиваль театральный? То же самое – посещение спектакля открытия и закрытия. То, что между ними, нас не сильно интересует. Да, собственно, в кино сегодня можно и вовсе не ходить. Фильмы становятся доступными в Сети чуть ли не в день их мировых премьер, а то и раньше. И нам куда удобнее расположиться на диване дома перед большим телевизором…
Телевизор и видео, по-моему, принесли большому кинематографу вреда столько же, сколько и пользы. В 1997 году вышел на экраны фильм Джеймса Камерона «Титаник». Я его впервые увидел на видео. Мой друг, посмотревший «Титаник» в кинотеатре, сказал: «Жаль, ты не смог оценить двух главных героев фильма». И это правда! Ведь главными героями этого фильма были Океан и Пароход. А люди уже потом.
Прекрасные потрясения
А вы любите театр? Не наш драматический, не МХТ или «Ленком», а театр вообще? Я – да. Про таких, как я, говорят: «Преданный зритель».
Много раз приезжал к нам на гастроли питерской театр имени Ленсовета. И поводы сходить на их спектакли были разные. Например, просто увидеть воочию, на сцене, любимцев публики Алису Фрейндлих и Михаила Боярского. Позже, когда Алиса Бруновна ушла к Георгию Товстоногову в БДТ, ходили посмотреть на замену, которую Игорь Владимиров нашел приме театра Ленсовета. Выбор был неожиданным и неоднозначным. Ведь Алису Фрейндлих должна была заменить Елена Соловей, актриса, которая до этого в театре никогда не играла. Она только снималась в кино. Елена Соловей на сцене мне очень понравилась. Она была совсем другой, совсем не такой, как на экране.
Летом 1982 года в Мурманск приехал на гастроли московский театр имени Ермоловой. Сорок лет прошло, а я помню эти гастроли. Потому, что я впервые увидел на сцене вампиловскую «Утиную охоту». До этого только читал. Фильм с Олегом Далем лежал на полке. В ермоловском театре спектакль поставил его главный режиссер, народный артист СССР Владимир Андреев. Он же сыграл роль Вити Зилова. Спектаклем я был потрясен. Вышел из театра. На дворе полярный день, на небе ни облачка, а мне – темно. Вот за такими потрясениями мы и идем в театр. Поэтому и преданы ему. Поэтому и участвуем в сотворчестве спектаклей. Ни в кино, ни тем более перед телевизором такой «гимнастики души» не получишь. А она нужна нашей душе не меньше, чем физические упражнения телу.
Но сейчас преданным зрителем, да и просто зрителем быть трудно. Совсем пропали длительные гастроли репертуарных спектаклей. Сейчас все больше антреприза. Никаких декораций на сцене. Пользуются тем, что найдется на месте. Пара-тройка известных актеров на сцене. А иногда и не актеров, а так, медийных личностей. Но мы идем. Даже отдавая себе отчет, что они приехали не то чтобы нам себя показать, а денег заработать.
У вас может сложиться впечатление, что я просто ностальгирую по временам навсегда ушедшей молодости. Может быть и так. А что, если не так? Что, если я не о прошлом, а о будущем? О вечном? Времена меняются, меняется мода, пристрастия, вкусы. Но что-то остается навсегда. Должно оставаться. Как Родина. Как душа. Я не хочу делать никаких выводов, не хочу читать нравоучений. Поэтому пусть каждый сделает выводы для себя – тихо, непублично. Для души.
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото из открытых Интернет-источников.