В этом году мурманскому троллейбусу исполнилось 60 лет. У проходной депо № 2 установлен стенд, посвященный юбилею предприятия, на котором сообщается, что за годы своего существования мурманский троллейбус перевез три миллиарда триста миллионов пассажиров. Такую цифру сложно себе представить, еще труднее принять и поверить в нее, особенно учитывая, что все население земного шара восемь миллиардов человек. Именно с этой невероятной цифры и началась моя беседа с Сергеем Коробковым, генеральным директором АО «Электротранспорт».
Борьба за пассажира
– Сергей Евгеньевич, три с лишним миллиарда пассажиров – это ведь очень много?
– Нормально. Для нас нормально. Я вот открыл наш официальный сайт. На главной его странице в режиме реального времени постоянно меняющиеся цифры – слева количество пассажиров, которых мы перевезли в этом году, а справа – общее число. Так что три миллиарда триста миллионов – это уже устаревшие данные, ведь стенд делался в самом начале года к юбилею предприятия. Сейчас цифра подросла. Сегодня – это 3375845105 (расшифрую словами – три миллиарда триста семьдесят пять миллионов восемьсот сорок пять тысяч сто пять человек. – Прим. автора). Сегодня наши автобусы и троллейбусы делают 2650 рейсов в день. Это по городу. С пяти утра и до часа ночи. Мне ежедневно на стол ложится сводка. Вот вчерашняя – за день мы перевезли 134790 пассажиров. Из них 21357 – обучающихся, 37439 – пользующихся единым социальным проездным билетом. Мы стараемся бороться за каждого пассажира. Ведь перевозки общественным транспортом падают. Может быть, за исключением столиц.
– А причины?
– Автомобилизация. Сегодня во многих семьях есть личные автомобили, есть семьи, где по два автомобиля, а где и по три. Но это одна из причин. Другая – отток населения. Количество жителей Мурманска уменьшается. Но мы в этом году перевезем примерно на миллион пассажиров больше, чем в прошлом году. Хотя фактически пассажиров еще больше, ведь не учитываются дети до семи лет, которые ездят бесплатно. Это тоже результат того, что мы боремся за каждого пассажира.
Водители нужны всегда
– Что вы подразумеваете, говоря, что вы боретесь за каждого пассажира? Как боретесь и с кем?
– (Смеется) И с собой боремся, с конкурентами боремся. Конечно, с конкурентами только в рамках дозволенного. То есть безаварийной ездой, строгим соблюдением графика движения, вежливостью водителей и кондукторов. И, несомненно, более высокой квалификацией водителей. Это с конкурентами. А с собой, например, уменьшением рейсов, потерянных по технической неисправности. Здесь все просто. Нет простоя – есть пассажир. Есть простой – нет пассажира. На некоторых остановках есть электронные табло, сообщающие, через сколько минут подойдет автобус или троллейбус. Вот совсем недавно получили жалобу от одного из пассажиров, что на остановку автобус подошел с опозданием. Опоздал на две минуты! Ну, казалось бы, что такое две минуты, но даже и таких опозданий стараемся избегать. Многие пользуются и приложениями для смартфонов, где всегда можно отследить нужный маршрут.
– Несколько лет назад вы говорили, что есть проблема с водителями. Как обстоят дела сегодня?
– Сегодня у нас 260 единиц пассажирского транспорта. Из них 110 троллейбусов и 150 автобусов. Работает 1450 человек. А нужно 1570. И этот недобор заставляет людей больше работать. Есть переработка, есть привлечение в выходные дни. Так что проблема остается. Скажу вам больше. Она стала острее. Нам даже пришлось пойти на то, чтобы приглашать водителей из других регионов страны. Рынок нашей области очень ограничен. Да, есть необходимость и в других профессиях. Вы посмотрите, как много теперь рекламы типа «набираем, обучаем, гарантируем, требуются». Мы такую рекламу тоже размещаем. Работаем над этим, привлекаем, увеличиваем зарплату. Но потребность остается.
О традициях и новинках
– С лета 2014 года городские автобусы стали частью вашего предприятия. Не было ли соблазна сменить название предприятия?
– Разговоры о смене названия предприятия велись, вопрос обсуждался, но, к счастью, у нас хватило ума и здравого смысла сохранить историческое название предприятия, которое знает уже 60 лет каждый мурманчанин. Традиции есть традиции. А у мурманчан отношение к «Электротранспорту» очень нежное. Да, не побоюсь еще раз сказать, очень нежное!
– Насколько серьезно вы относитесь к мнению пассажиров?
– Очень серьезно! Вот, например, хотели мы ликвидировать десятый троллейбусный маршрут. Было это года четыре назад. Сделали расчеты. Решили закрыть десятый троллейбусный и увеличить количество машин на десятом автобусном. Ох, сколько нового мы о себе узнали, столько услышали «нежного»… В итоге оставили, не решились закрыть. Так что очень серьезно относимся к мнению наших пассажиров. Мы ведь работаем для них.
– Собираетесь ли вы увеличивать протяженность контактной сети? Я имею в виду новые троллейбусные маршруты.
– На сегодня могу сказать, что протяженность контактной троллейбусной сети мы увеличивать не будем. Есть программа модернизации всего электрического хозяйства страны. Она предусматривает в том числе и появление новых троллейбусных маршрутов. Но не за счет увеличения контактной сети, а за счет эксплуатации троллейбусов с автономным ходом. Это видится нам перспективным. Ведь троллейбус с автономным ходом не несет никаких вредных выбросов в атмосферу. Он экологически чистый. Пока такая машина идет по проводам, ее аккумуляторы подзаряжаются, а когда проводная сеть заканчивается, то она едет дальше на электромоторе. Мы хотим участвовать в этой программе. Она не на год, не на два, а на 25 лет. Это кардинально изменит городской электротранспорт.
Необычный год
– Говорят, что сейчас ведутся переговоры, чтобы один из городских автобусных маршрутов заходил на КП-2.
– Да, это правда. КП-2 развивается, честно говоря, не так быстро, как хотелось бы. Пока была возможность, люди выезжали в Финляндию, в Швецию и видели, как у них развиты лыжные курорты. Пока мы не можем найти оптимальное решение вопроса. Какой из наших маршрутов будет наиболее востребован у мурманчан. И речь ведь идет не только о зимнем периоде, но и о круглогодичном маршруте. Понимаем, что это вопрос, скорее, социальный, понимаем его важность для мурманчан, смотрим, что можно сделать.
– Вы сказали, что население уменьшается, больше стало личного автотранспорта, а объем пассажирских перевозок у вас увеличивается. Нет ли в этом парадокса?
– Да нет никакого парадокса. К сожалению, мы пока не добрались до допандемийных времен. Ведь мы перевозили в 2018–2019 годах почти по 44 миллиона пассажиров в год! Потом пандемия. Все эти запреты, маски, невозможность соблюдать социальную дистанцию. Люди зачастую просто боялись пользоваться общественным транспортом или были на самоизоляции. И вот сейчас мы медленно, по шажочку, потихоньку увеличиваем количество наших пассажиров. В этом году рассчитываем перевести 38 миллионов.
– Получается, что ни год, то он для вашего предприятия необычный. Чем необычен год нынешний?
– Год нынешний для нас необычный совершенно! Ведь никогда еще наш парк так не обновлялся. Областной бюджет выделил на обновление нашего парка более полумиллиарда рублей. Средний срок «жизни» городских автобусов и троллейбусов – 7–10 лет. К сожалению, есть машины, которые работают на маршрутах и дольше. И вот благодаря областной программе мы серьезно обновили автобусный парк. Троллейбусный в меньшей степени, но до конца года должны получить еще семь новеньких троллейбусов. Так что руки не опускаем!
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО и из архива редакции.