«Вечерний Мурманск» продолжает собирать и публиковать материалы, связанные с историей создания и установки памятника Герою Советского Союза Анатолию Бредову (см. нашу газету от 12 августа и 9 сентября 2022 года). Столь долгий поиск связан с тем, что в Государственном архиве Мурманской области (ГАМО) нет документов, освещающих это знаковое для города событие.
Партийное задание
Сегодня нашим главным источником информации станет Александр Татарович, сын Владимира Татаровича, одного из создателей монумента. Наш разговор с Александром Владимировичем состоялся в середине сентября у него дома в Санкт-Петербурге.
Сразу отметим, что большим количеством сведений наш собеседник не обладал, но те, что он предоставил в наше распоряжение, смело можно назвать уникальными. Например, фотографии, сделанные в мастерской скульпторов Татаровича, Ястребенецкого и Далиненко непосредственно в ходе работы над памятником Анатолию Бредову. Фото эти нигде ранее не публиковались, их нет в том числе и в Интернете.
– Мне в ту пору было всего три года, поэтому я многого не знаю, – рассказывал, одновременно занимаясь приготовлением чая, Александр Владимирович. – Как говорится, краем уха я слышал разговоры взрослых, но цельной картины из этого не получится.
Однако и то немногое, о чем поведал нам Александр, многое объясняет. Например, почему в ГАМО практически нет документов, рассказывающих об установке памятника Бредову.
– По словам отца, этот памятник был шефским подарком от скульпторов Ленинграда Мурманску, – вспоминает Александр Владимирович. – При этом всю работу курировал ЦК ВЛКСМ.
Вот теперь становится понятным отсутствие каких-либо документов по памятнику в Мурманске. Комсомольцы Мурманска являлись только инициаторами создания монумента. А дальше почти весь процесс происходил уже без их участия. Почти – потому что за сбор средств отвечали все-таки наши земляки. И насобирали, как пишет доктор исторических наук Алексей Киселев, аж девять миллионов рублей! То есть подарок получился отнюдь не бесплатным.
– Помню, отец говорил, что гонорар, который они получили за работу над Бредовым, был весьма скромным, – вспомнил еще одну деталь той давней истории Александр Владимирович.
Ну тут все понятно. Подарок же. Много и не положено. Лучше бы вообще бесплатно, но возмутились бы несознательные жены. Вообще, получается, что Ястребенецкий, Татарович и Далиненко работали по партийному заданию. Точнее, по комсомольскому. Которое, возможно, шло вразрез с их планами. Но приказ есть приказ. И у авторов началась нервотрепка. Об этом мы знаем точно, потому сохранились воспоминания друга и коллеги Владимира Татаровича Льва Разумовского, который работал в той же мастерской, только этажом ниже.
«Помню, как создавался памятник Герою Советского Союза Бредову для Мурманска. Пятиметровая фигура в очень сложном движении, падающая, с поднятыми руками, была окружена лесами, на которых постоянно торчали Володя, Леша, Гриша и Арон. Бредов давался им туго, с капитальными переделками. Лепили, ломали, снова строили, снова ломали».
Изучая фото
На фотографиях, которые показал Александр Владимирович, как раз и можно наблюдать процесс переделки: правая рука, держащая гранату, то поднята вверх, то опущена вниз. Меняются выражение лица и взгляд, пока не становятся отрешенно-безразличными, как сейчас на памятнике. Перед нами как бы уже не совсем живой человек: он простился со всеми земными делами, принял решение и находится в стадии перехода от жизни к смерти. Да, Татарович, Ястребенецкий и Далиненко, пройдя войну, видели смерть не раз, а может, и сами к ней готовились. Отсюда и абсолютное попадание в настроение человека, которому остается жить всего несколько секунд.
На одной из фотографий будущего памятника фигура солдата предстает в обнаженном виде. Нет, это не авторский замысел, от которого потом отказались. Разобраться в этой ситуации снова помогли воспоминания Льва Разумовского. «В Академии художеств существовала своя методика работы над одетой фигурой, – пишет он. –Сначала лепилась обнаженная натура в задуманной позе. Потом натурщика одевали в необходимую одежду, устанавливали определенный ритм складок и соответственно «одевали» фигуру».
Кстати, в записках Разумовского, написанных в далеком уже 1981 году, очень хорошо описана атмосфера мастерской. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Новое имя
Для нас воспоминания Льва Разумовского важны еще одним. Здесь упоминается некий Арон, который тоже работает над памятником Бредову.
– Да, они работали вчетвером, – подтверждает Александр Татарович. – Звали этого человека Арон Плискин.
Аркадий (Арон) Гдалевич Плискин тоже был скульптором и вместе с нашей троицей арендовал помещение мастерской, где создавался памятник Бредову. То, что он принимал участие в работе над монументом, сомнений не вызывает, но называть его одним из авторов вряд ли правомерно. Помощник – и не более. Одной из самых известных его работ является бюст знаменитого театрального деятеля Михоэлса, который в настоящее время находится в музее Синематеки в Иерусалиме. Помимо этого он значится и среди скульпторов, принимавших участие в оформлении станции ленинградского метрополитена «Площадь Восстания».
Андрей КИРОШКО.
Фото из семейного архива Александра Татаровича.