Мурманчанке Анастасии Анциферовой – 24 года. При этом за ее хрупкими плечами более 200 организованных мероприятий и пять лет работы в сфере молодежной политики, три из которых – главой Студенческого совета города Мурманска. Анастасия свой опыт использует в работе для блага подростков: она помогает юным мурманчанам научиться эффективному общению.
Где сложнее, там интереснее
– В школе дети получают знания и развивают интеллект, а во время тренингов прорабатываются «мягкие навыки», которые чаще называют «софт скиллс», – считает молодой специалист по работе с молодежью. – В них входит широкий спектр умений, в том числе организация командной работы, ведение переговоров и умение договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям. Это очень важные навыки, которые будущему специалисту невозможно получить во время школьного обучения. Только на практике.
По ее словам, ребята приходят с вопросами «Как найти друзей?», «Кем быть?», а ответы на них всегда упираются в необходимость навыков общения. Потому что подростки находятся в очень неустойчивой позиции: одной ногой еще в детстве, но другой – уже на пороге взрослого мира. Старшеклассники уже видят мир по-другому, более объемно, чем дети. Анализируют, делают выводы и учатся поступать как взрослые, хотя опыта принятия серьезных решений еще мало.
На тренингах Анастасии Анциферовой подростки не просто занимаются артикуляцией и оттачивают ораторское мастерство. Одной из самых востребованных тем является «Стратегии поведения в конфликте». Потому что для школьников важно найти себя в разных вариантах реакции на конфликт: агрессивные убеждения, умение договариваться, сотрудничать или идти на уступки. Их главная цель – утвердиться в социуме.
– В этот непростой период ребятам важно услышать о последствиях, которые наступают за каждым действием взрослого, – считает Анастасия. – Они учатся на тренингах не только правильно применять в общении инструменты из конфликтологии, но еще и контролировать эмоции. Ведь гормональные всплески мешают ребятам держать в кулаке свою эмоциональную сферу, которая часто мешает достигать цели. Они с интересом пробуют налаживать доверительные отношения, дружить. Я часто слышу от ребят, что они могут накричать на близких несправедливо и сами понимают это, но сделать с собой ничего не могут. Поэтому учатся быть хозяевами своих эмоций.
От студсовета до тренерства
Тренером личностного роста Анастасия решила стать после проведения первого тренинга в 2018 году на мероприятиях проекта «Студент года».
– Я помню свое первое выступление о выстраивании коммуникаций, – вспоминает девушка. – Не все шло гладко, иногда формулировки были корявыми. Я волновалась. Но по реакции слушателей поняла, что делаю важное дело. Моя информация нужна. Еще запомнился выездной лагерь – семинар «Погружение» для студентов.
Дополнить богатый опыт работы в молодежной сфере Анастасии помогло обучение по программе «Эффективная коммуникация» и курс «Школы тренеров» Московского регионального тренингового центра Ассоциации тренеров Российского союза молодежи.
– Мне очень нравится сфера дополнительного образования, неформальное обучение, – делится мурманчанка. – Когда дети понимают, что их могут научить новому по-другому, непривычно, то всегда с удовольствием приходят на тренинги. Потому что в них важен игровой элемент.
Тренинги по эффективным коммуникациям построены на интерактивном общении, где 80 процентов составляют практические задания – игры или упражнения. По словам Анастасии, форма занятий зависит от возраста ребят. Игры для обучающихся старших классов уже более серьезные, чем для семиклассников. Если четыре года назад изучать секреты коммуникации с ней начинали только студенты, то постепенно аудитория расширилась, и теперь в нее входят даже пятиклассники.
– После обучения в Мурманском тренинговом центре мой сын стал более раскрепощенным, научился формулировать свои мысли и правильно доносить их до собеседника, – рассказала мурманчанка Ольга Мутрук. – Узнал, как постоять за себя и не стать жертвой буллинга (агрессивного преследования и издевательства над одним из членов коллектива). Очень здорово, что в Мурманске есть центр, где с ребятами занимаются профессионалы.
Запрос каждого подростка индивидуален. Показателен случай с родителями пятиклассника, которые переживали из-за молчаливости сына. Мальчик не мог отвечать на уроках, ни с кем общаться не хотел. Родители обратились к Анастасии за помощью.
– На занятии оказалось, что парень все замечательно рассказывает, с юмором, с выражением, говорливый, – смеется тренер личностного роста для подростков. – Но легко и открыто это делать школьнику мешало волнение. И наша работа заключалась именно в отработке навыка преодолевать волнение во время общения с окружающими, с аудиторией. Потом мальчишку было не остановить!
В арсенале Анастасии Анциферовой более десяти методик, помогающих справляться с волнением юным ораторам. Ребята, повторяющие их регулярно, получают удивительные результаты и становятся лидерами.
– Эффективными коммуникации становятся, когда ребята понимают, что мы все разные, – подтверждает Анастасия. – И каждый человек имеет право быть таким, какой он есть. Мы не стараемся замаскировать недостатки, а усиливаем достоинства. Родителям важно понимать, что без участия самого подростка ничего не произойдет. Не найдя общего языка с окружающими людьми, он не сможет реализовать себя. О нем просто никто не узнает, каким бы умным и квалифицированным специалистом он ни стал. Большая радость для меня – видеть успехи детей, которые занимаются на протяжении года. Они легко защищают проекты и сдают экзамены, имеют широкий круг общения и кругозор, ставят смелые цели и добиваются их.
К ТЕМЕ
Мурманский городской студенческий совет – это координационно-совещательный орган студенческого самоуправления, образованный 17 апреля 2000 года для взаимодействия студенчества с администрацией города Мурманска и Советом депутатов города Мурманска, координации деятельности органов студенческого самоуправления образовательных организаций города Мурманска.
Елена СТАНОВАЯ
Фото из личного архива Анастасии АНЦИФЕРОВОЙ