Совсем недавно в Мурманске завершился городской этап конкурса «Учитель года-2022». Абсолютным победителем стала преподаватель английского и французского языков гимназии № 8 Наталья Аболемова. Правильному произношению, склонениям и оборотам речи Наталья Виловна
обучает детей уже девять лет. И сейчас даже трудно представить, что путь в профессию оказался непрост.
Первый блин комом
После окончания школы в приоритете для будущей студентки Натальи Аболемовой был факультет иностранных языков. Удалось поступить на бюджет в тогда еще Мурманский педагогический университет.
Учеба давалась легко, и уже с четвертого курса появилась возможность подрабатывать по вечерам в языковых центрах. Постепенно втянулась в процесс преподавания и стала искать место в школе. Нашлось оно достаточно быстро. И вот вроде бы процесс запущен, можно с головой окунуться в профессию. Но все оказалось не так-то просто.
– Первый год работы проходил в школе № 23, и я его откровенно завалила, – вспоминает Наталья Виловна. – Несмотря на мой красный диплом, на то, что тщательно готовилась ко всем занятия, уроки проходили очень тяжело и напряженно. Все шло не так, как я задумывала и хотела. Дети оказались «не такие», уровень подготовки учеников – тоже «не такой». Словом, в реальности все очень сильно отличалось от того, как я себе это представляла. Признаюсь, было трудно, хотелось все бросить и сбежать. Но большое спасибо коллегам, которые поддержали в трудный период, помогли советами, профессиональными хитростями.
Чтобы окончательно не разо-чароваться в выбранном пути, будущий «Лучший учитель города Мурманска» сменила место работы и перешла в школу в поселке Молочный. Среди учеников оказалось немало ребят из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Казалось бы, этот факт не то что не облегчает работу молодого учителя, а подкидывает кучу новых проблем. Но именно там, по признанию Натальи Аболемовой, произошел настоящий прорыв, и, что называется, заработало.
– Там был чудесный коллектив, – говорит Наталья Аболемова. – Много педагогической свободы, творчества. Нашла свои подходы к детям и провела работу над ошибками над собой как над учителем. Я научилась слышать от ребят, что я делаю не так. Например, им не нравились слишком запутанные объяснения материала, чересчур большие домашние задания, с которыми физически было очень трудно справиться, излишняя строгость. Понятно, что ребята заявляли об этом по-своему, но я научилась их слушать и слышать, корректировать свою работу так, чтобы хорошо было и им, и мне. И это всем пошло на пользу.
Не два, а «не получилось»
Иностранный язык – предмет специфический, и не секрет, что легко дается не всем. Одни схватывают на уроке на лету и еще занимаются дополнительно. Кому-то с трудом удается заучить неправильные глаголы. Но в системе образования есть требования массового качества. То есть научить надо всех. Вот пришли в класс 15 человек, и все 15 должны определенный минимум усвоить. И в то же время от учителей требуют углубленной работы с одаренными детьми, им надо уделить особое внимание. И совместить все на одном уроке, когда в классе дети разные, – большая задача.
– Приходится искать баланс, – говорит Наталья Виловна. – Подходы есть разные, в их числе – многоступенчатые задания. Например, кто-то делает только базу. Он молодец, и можно дальше не трогать. А кто-то справляется легче и быстрее, и этим ребятам даешь дополнительные усложненные варианты. Главное – объяснять, почему так происходит. Чтобы не возникало вопросов, что одному меньше заданий, а другому больше, ведь это несправедливо. Надо мотивировать ребенка так, чтобы очередное задание воспринималось как награда, возможность получить дополнительную оценку. С детьми надо общаться. Они тонко считывают малейшую фальшь, какие-то твои ошибки замечают намного быстрее тебя. Важно это осознавать.
Про своего преподавателя английского ребята из восьмой гимназии говорят, что это учитель строгий, но справедливый. Если есть озвученное требование, его выполняют все без исключений, правила одинаковые. Другое дело, что даже плохая отметка выглядит не как печальный вердикт, а как возможность исправить ситуацию. Например, в классе никогда не звучит оценка два. Если ребенок написал работу плохо, учитель говорит «не получилось». То есть существуют оценки «отлично», «хорошо» и «не получилось». И всегда есть возможность заработать хорошую оценку и исправить неудачную работу.
Главное – захотеть
В основе успеха в любом деле лежит мотивация, заинтересованность в результате. И изучение иностранного языка не исключение, причем Наталья Аболемова испытала это на себе.
– Безусловно, нужна мотивация, например, когда тебе нужно будет обязательно на этом языке говорить и понимать людей, – убеждена Наталья Виловна. – В подростковом возрасте очень полюбила творчество группы «Расмус». Она финская, но поют на английском языке. Конечно, я понимала, что будь возможность пообщаться с этими людьми, понадобится знание английского языка. И это стало мотивацией. Читала и переводила тексты, учила и проговаривала про себя фразы, воображала диалоги и в уме их переводила, смотрела, каких мне не хватает в запасе слов и правил. Шла к учителю с этими вопросами. То есть нужна заинтересованность. Вот и весь секрет.
Как говорит Наталья Аболемова, учиться она продолжает и по сей день. И конкурсы – это тоже возможность повысить свое мастерство.
– Есть возможность посмотреть что-то для себя, открыть новое, – говорит Наталья Виловна. – И даже увидеть то, как делать не нужно, такое тоже бывает. Во главе всего стоят общение и конкурсы – это прекрасная возможность пообщаться. Впереди региональный этап. А потом, вероятнее всего, пару лет отдохну от этого. Нужно время, чтобы появилась новая профессиональная идея, чтобы она созрела, обрела форму.
Учитель круглосуточно
Череда конкурсных испытаний, волнения, переживания и радость победы постепенно становятся приятными воспоминаниями. Ежедневные реалии – уроки, проверка тетрадей. Дома нагоняют разные творческие мысли и идеи для будущих занятий. И наступает время для вдохновения: можно придумывать интересные объяснения новой темы, искать фильмы и картинки для иллюстрации. По сути, это работа в круглосуточном режиме. Плюс к ведению основного предмета добавляется классное руководство. А значит, общение с детьми, родителями, решение текущих проблем. То есть как такового свободного времени нет. Но если оно появляется, удается сходить с восьмилетней дочкой в бассейн или кино. О том, как потратить премию за победу в конкурсе, лучший учитель города, по ее признанию, еще предметно не думала, но наметки есть.
– Считаю, что самое лучшее вложение – это путешествие, – уверена Наталья Аболемова. – Хочется съездить с дочерью в Москву, погулять с ребенком по зоопарку.
Юлия РОМАНОВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.