Александра Арсентьева называют главным скульптором Мурманска. Почитатели его таланта считают, что ваятель наделен даром вдыхать жизнь в камень и бронзу, ведь каждый герой его скульптурных портретов выглядит как живой. К 70-летию мастера-самоучки издан каталог его работ «На одном дыхании», презентация которого стала экскурсом в творческую биографию Александра Геннадьевича.
Камни и слезы
На презентацию альбома в разгар рабочего дня в Центральную городскую библиотеку пришли более 60 человек, хотя анонсов этого события почти нигде не было. Новость передавали из уст в уста друзья и знакомые виновника торжества, которых за 40 лет жизни в Мурманске у Александра Геннадьевича появилось очень много.
Участники церемоний открытия памятников, бюстов и многочисленных мемориальных досок, возможно, не догадываются, что главный мурманский скульптор последних двух десятилетий в молодости был так же далек от мастерства скульптора, как и от Мурманска. Радиотехник по образованию переехал с Дальнего Востока в Мурманск в 1972 году и 30 лет развивал навыки, необходимые для профессиональной лепки, которой он увлекался с детства.
В Мурманске Александр работал резчиком по камню, затем – директором фирмы по изготовлению памятников и надгробных плит. Только через 30 лет жизни в Заполярье он создал портфолио скульптора, которого хватило, чтобы сразу взяться за знаковый для всей Мурманской области проект.
– В 2000 году ко мне в мастерскую пришел ветеран Великой Отечественной войны, участник боев в Заполярье Давид Павлович Толчинский, – рассказал Александр Арсентьев. – Ему понравились мои работы, и он предложил в Долине Славы поставить памятник «Скорбящая мать». Я сделал эскиз, который понравился главному архитектору Мурманска и губернатору области. Позже Давид Павлович предложил полностью реконструировать Долину Славы, и в 2002 году прошло первое совещание по этому поводу, где мои эскизы комплексного благоустройства взяли за основу. В итоге по моему проекту «Мурманскспецдорстрой» выполнил масштабные работы, и кроме «Скорбящей матери» для Долины Славы я создал две входные стелы.
Несмотря на то, что это был первый опыт сотрудничества с правительством региона, от которого во многом зависела карьера Александра Геннадьевича как скульптора, на свой страх и риск он внес правки в проект уже после утверждения эскизов.
– Ко мне в мастерскую приходили поисковики с письмами и предсмертными записками, найденными в карманах формы павших воинов, – вспоминает Александр Геннадьевич. – Без содрогания их невозможно было читать, и я решил высечь последние слова этих солдат их почерком на обратных сторонах стел. Противников этого не было. Многие люди не могут сдержать слез, читая предсмертные послания.
После открытия обновленной Долины Славы Арсентьева заметили, и следующей его работой стала трехметровая скульптура солдата на Аллее Славы в Кандалакше.
Ориентиры в городе и в жизни
Историю такого молодого города, как Мурманск, могут рассказать памятники и мемориальные доски, хранящие хрупкую память в прочном материале. Александру Арсентьеву удается преодолевать застывшую холодность камня и бронзы, делая портреты живыми. Писатель и журналист Владимир Блинов считает, что благодаря творениям его друга у Мурманска появилось свое дыхание, пусть пока и не такое морское, как подобает городу-порту, но уже соответствующее городу-герою. Так сложилось, потому что скульптор Арсентьев специализируется на образах ветеранов войны и литераторов, которые воспевали их подвиги, характеры, а также восхищались красотами Заполярья.
Поэтому работы скульптора можно считать не только топографическим ориентиром, но и нравственным, духовным, который подтолкнет вдумчивого прохожего к изучению истории родного края, даст верное направление ищущему ориентир. Прежде всего в этом могут помочь произведения заполярных писателей и поэтов, которые часто обращались к вечным вопросам.
Аллея Писателей у детско-юношеской библиотеки, созданная Александром Арсентьевым, появилась почти случайно. Ее история должна была начаться еще в конце 90-х годов с установки бюста поэта Николая Рубцова, но собранные на его создание деньги пропали, поэтому реализовать задуманное получилось лишь в 2006 году благодаря инициативе писателя-краеведа Михаила Орешеты. Главный архитектор области поручил установить бюст не у входа в библиотеку, а на углу здания. Это создало образ одинокого поэта, отвернувшегося от всех. На открытии бюста писатель Николай Скромный сказал, что следующий бюст должен быть поставлен молодому мурманскому поэту, погибшему на войне в 1942 году, Александру Подстаницкому. Его коллеги в один голос заявили, что нужно создать полноценную аллею Писателей Заполярья. Так сложилось, что бюст Подстаницкого на ней установили только в 2014 году, а бюст Скромного через четыре года стал его соседом.
Интересна история создания в Мурманске двух памятников Валентину Пикулю.
В 2008 году по просьбе и при содействии депутата Мурманской областной Думы Михаила Ненашева Александр Арсентьев вылепил бюст известного писателя, который установили на аллее Писателей, а в 2013 году он же создал полноростовой памятник на Рябиновой аллее. При лепке фигуры скульптор исправил ошибку, на которую ему указала вдова писателя Антонина Ильинична Пикуль во время открытия бюста. Галстук заменила тельняшка, которую Валентин всегда носил под рубашкой.
Внимание к деталям и готовность исправлять недочеты – это еще одна отличительная черта Александра Геннадьевича. Каждый раз он советуется с друзьями людей, которых увековечивает, или со специалистами. Например, при работе над памятником воинам Полярной дивизии по совету кандидата исторических наук Александра Чапенко ваятель заменил пистолет-пулемет Шпагина в руке бойца на пистолет-пулемет Дягтерева, а также исправил крой ватника. В последний момент перед отправкой глиняной фигуры в Смоленск на отливку успел вложить в карман пехотинца письмо, сложенное треугольником.
Памятник воинам Полярной дивизии скульптор считает лучшей и самой значимой своей работой, на создание которой от предложения депутата областной Думы Михаила Белошеева до открытия прошло четыре года. Особо ценен для Александра Геннадьевича памятник тем, что его эскиз победил в конкурсе, в котором участвовали профессиональные скульпторы со всей России.
Вошел в историю
Особое место в творчестве Александра Арсентьева занимают памятные доски, посвященные павшим воинам, многие из которых к началу 2000-х годов обветшали или изначально не соответствовали портрету героя. Первой в 2016 году была заменена мемориальная доска, посвященная Михаилу Бабикову, на доме № 9 в проезде Михаила Бабикова. Скульптор решил сделать ее оригинального дизайна и вмонтировал бюст героя-пограничника в пограничный столб. К осени 2022 года на счету Александра Геннадьевича было уже 12 мемориальных досок, и конструкция каждой из них хоть чуть-чуть, но отражает характер героя. Обнаружить эти нюансы можно, листая сборник «На одном дыхании» и сравнивая доски с барельефами разных героев. Издание стало не каталогом, а рассказом о творческом пути скульптора и о людях, которых он запечатлел в камне или бронзе. Благодаря этому альбому многие только во время презентации узнали, что нынешняя версия памятника треске – это работа Александра Арсентьева, который несколько лет назад по просьбе тогдашнего главы администрации города Мурманска Андрея Сысоева заменил семгу треской – одним из символов города, который присутствует на гербе Мурманска. Также многие не знали, что Александр Геннадьевич лепил и новый венок, лежащий у подножия памятника Алеше.
– В библиотеках города теперь будет еще одна серьезная книга про Мурманск, которую мы успели выпустить к вашему 70-летию, Александр Геннадьевич, – обратился к скульптору заместитель председателя мурманского горсовета Андрей Сысоев. – За 40 лет вы стали мурманчанином, и нам повезло, что в городе есть такой знаток души города и мурманчан, влияющий на формирование душ и воспитание юных северян. Высшая оценка любого портрета – это фраза «Как живой». И друзья ваших героев говорят ее каждый раз, увидев очередной бюст или памятник. Причем сходство получается не только портретное, вам удается передать через черты лица душу человека. Я считаю, что ваше творчество навсегда вписано в историю города, и это лучшее вознаграждение за работу, которую вы часто делаете бескорыстно, передавая бюсты и мемориальные доски в дар городу. Я горжусь, что содействовал созданию некоторых ваших работ и сборника.
После Андрея Ивановича слово взял Владимир Ильич Горячкин, председатель Мурманского горисполкома в 1984–1989 годах.
– Рассказывая о создании скульптур, Александр Геннадьевич часто вскользь упоминал о трудностях, которые возникали во время работы, – обратился к присутствующим Владимир Ильич. – И так удачно совпало, что он творил в эпоху, когда городом руководили неравнодушные мурманчане Андрей Сысоев и Михаил Белошеев. Они помогали преодолевать те самые трудности, которые вы даже не можете себе представить. Если бы на их месте были другие люди, возможно, многих работ мы бы не увидели. Желаю вам, Александр Геннадьевич, найти общий язык с нынешними руководителями, чтобы и дальше увековечивать память о тех, кто внес огромный вклад в развитие нашего города.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора и Игоря ЕРЕМЕНКО.