В главном здании Мурманского областного художественного музея открылась выставка графики Франсиско Хосе де Гойи. Экспозиция «Сумерки и свет» (0+) состоит из 138 оттисков с подлинных медных досок великого художника, которые в 1937 году испанские профсоюзы передали советским. В Мурманск оригиналы привезли на три месяца из Государственного центрального музея современной истории России, где хранится единственная в стране полная коллекция офортов Гойи. В город-герой не доставили только серию «Бедствия войны», хотя сейчас она была бы актуальнее, чем серии «Тавромахия», посвященная корриде, «Пословицы» о человеческой глупости и «Капричос», обличающая людские пороки и слабости.
Гойя известен в первую очередь как живописец, считавший своими учителями мать-природу, Рембрандта и Веласкеса, но на рубеже XVIII-IXX веков художник отложил кисти, взял резцы и стал корпеть над небольшими медными пластинами, чтобы запечатлеть в металле последствия войн, раздиравших Европу, а также экономического и политического кризисов. Эти темы, а также разлагающиеся моральные основы общества Гойя раскрывал с помощью гротеска, усиливая воздействие на зрителей с помощью пугающих изображений невиданных существ и полулюдей. На монохромных оттисках размером с тетрадный лист переплелись образы трагической реальности с уродливыми символами, которыми умело оперировал художник, создавая пугающие аллегории. В иносказательности и символизме гравюр Гойи искусствоведы усматривают черты того искусства, которое сейчас называют современным. По достоинству оценить авторов, работающих в этом стиле, зачастую можно, лишь изучив их биографию, условия, в которых они жили и работали, а также исторический контекст. Поэтому выставка «Сумерки и свет» будет интересна любителям современного искусства, которые любят разгадывать головоломки, глядя на изображение. За этим занятием в большом зале художественного музея можно провести, без преувеличения, весь день, если преодолеть первоначальное отторжение, вызванное мрачным сюрреализмом, обилием мелких, но важных деталей и отвратительным видом многих персонажей.
К сожалению, на этикетках под гравюрами нет комментариев автора, которыми он снабжал свои произведения, чтобы дать ключ к разгадке. Но в сети Интернет можно легко найти подпись, например, к самой известной работе из серии «Капричос» – «Сон разума рождает чудовищ»: «Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно – мать искусств и источник творимых им чудес». В свою эпоху это звучало особенно зловеще, поскольку разум ассоциировался с Просвещением, а Просвещение – с революционной Францией.
Другой пример – несколько гравюр с антропоморфными ослами, которые чаще всего читают книги или учат читать ослят. Объяснение простое: всякий, кто был способен назвать имена своих дальних предков, считался благородным и мог не работать. Таким образом, почти 15 процентов испанцев признавались дворянами и уклонялись от какой-либо работы. Гойя считал таковых ослами, которые только и делают, что роются в своих родовых книгах, где изображены целые поколения ослов.
– Франсиско Гойя – олицетворение испанского бунтарства, – сказала на открытии выставки заведующая отделом изобразительных искусств Государственного центрального музея современной истории России Вера Панфилова. – Он передавал дух людей, которые восстали против французского нашествия, ведь Испания была единственной страной в Европе, которая подняла тогда народную дубину. Автор множества провокационных листов заставлял задаваться вопросами, касающимися воспитания, образования, нравственности, социальной несправедливости, инквизиции. Он очень болел за свою любимую Испанию и не хотел молчать. Если обратиться к названию выставки, то я предлагаю ее посетителям пройти вместе с великим художником от сумерек к свету.
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото автора