Те, кто часто пользуется общественным транспортом, наверняка знают в лицо многих наших кондукторов и контролеров. А вот водителей главного заполярного перевозчика АО «Электротранспорт», узнаваемых мурманчанами, – единицы. Один из них – Антон Нагниев. Вот уже три с лишним года молодой человек выходит на троллейбусные маршруты при полном параде – в идеально отглаженной рубашке, жилете или пиджаке, отполированных до зеркального блеска туфлях и непременном галстуке-бабочке.
В поисках себя
– Мой путь в профессию, в троллейбусное депо, был долгим, – рассказывает Антон. – В детстве, как и многие мальчишки, мечтал быть космонавтом. Затем, когда понял, что бороздить просторы Вселенной мне не удастся, решил стать военным, но помешало состояние здоровья. В результате, окончив мурманскую школу
№ 5, поступил в колледж учиться на программиста. Но продержался недолго, перевелся на «экономику и бухучет», а затем на факультет статистики. Получив диплом о среднем специальном образовании, стал искать работу. Как часто бывает у вчерашних выпускников, с трудоустройством начались проблемы – везде требовался стаж работы по профессии. Пришлось идти трудиться не по профилю.
По совету старшей сестры, чтобы заработать на жизнь, в 2012 году молодой человек отправился на станцию скорой медицинской помощи. Его взяли санитаром.
– Этот период жизни навсегда останется в памяти, – продолжает Антон. – Я тогда увидел Мурманск с другой, сумрачной, стороны. Все-таки за время работы пришлось побывать на выездах у разных людей. И некоторые вели себя совсем некорректно и даже равнодушно по отношению к другим больным. Согласитесь, вызвать скорую из-за насморка, когда у тебя в двух шагах работает поликлиника с дежурным врачом, – это как минимум странно. Ведь кому-то в тот момент может действительно требоваться экстренная помощь. Также, работая на скорой, я впервые столкнулся со смертью. Стал свидетелем последних минут жизни одной пожилой женщины. Опытный фельдшер объяснил тогда, что угасла она из-за инсульта и несвоевременного обращения к врачам, при этом заболевании очень важно попасть в «терапевтическое окно» – получить квалифицированную помощь в первые четыре часа. В общем, санитаром я трудился год, а потом понял, что нужно двигаться дальше.
Временные трудности
В жизни Антона были и подработка в такси, и трудовые будни в паре местных непродовольственных магазинов, и даже стажировка в отделе кредитования в одном банке. Но все было не то. В 2017 году он решил подать документы на зачисление в Мурманский строительный колледж имени Н. Е. Момота, там шел набор на обучение специальности «водитель троллейбуса».Так жизнь мурманчанина вновь кардинально изменилась.
– Десять месяцев нас обучали в колледже, затем началась практика на учебном полигоне в депо № 2, – рассказывает Антон. – Помню, как в первый раз было страшно сесть за руль, ведь управлять 12-метровой машиной весом 10 тонн совсем не то, что водить небольшую арендованную легковую иномарку. Потому во время своей первой поездки на «учебке» я чуть не зацепил корпусом одно подсобное помещение. И это было только первым стрессом. Впоследствии, когда я уже работал на городских маршрутах сначала с водителем-наставником, а потом и самостоятельно, у моих троллейбусов не раз слетали токоприемники, случались проблемы с пневмосистемой, что обездвиживает машину и ее приходится оттягивать в депо. Да и без «боевого крещения» не обошлось – попал в ДТП в районе пересечения проспекта Героев-североморцев и улицы Хлобыстова. К счастью, обошлось без жертв, пострадал только металл. Все это, конечно, выбивало из колеи. Но я был уверен, что это временные трудности, которые просто надо преодолеть, отработать, приноровиться, и дальше все пойдет как по маслу.
Когда машина решит подшутить
Так оно и получилось. Антон продолжал прислушиваться к советам старших товарищей, оттачивать мастерство и находить общий язык с разными троллейбусами.
– На предприятии за мной закреплена машина с бортовым номером 272, я эту «ласточку» очень люблю, – говорит мой собеседник. – Но сейчас этот троллейбус находится в ремонте. Приходится выходить на разных троллейбусах, и далеко не все отличаются покладистым нравом, могут капризничать. Тут важно поговорить с машиной, добиться ее дружелюбия, настроить на рабочий лад. Каждая смена – это же командная работа.
Хотя все равно не угадаешь, когда троллейбус решит подшутить над тобой. Помню, как-то возвращаюсь к машине после обеда, собираюсь выезжать на линию, а в кабину попасть не могу – дверь захлопнулась. Пришлось брать ящик с инструментами и залезать внутрь через открытую форточку. Очень неловко было перед старшими коллегами. Хорошо, что этот неловкий момент случился на родном предприятии, а не на дороге. Что, знаю, тоже несколько раз происходило с нашими водителями.
Сегодня Антон Нагниев уже с легкостью управляется и с возрастными ЗиУ, и с любимыми вологодскими «вишенками», так в «Электротранспорте» называют троллейбусы сочного брусничного цвета, и с «белорусами».
– К машинам белорусского производства пришлось привыкать, у них под рулевой колонкой педали хода и тормоза на одну ногу в отличие от вологодских, где при движении задействованы обе ноги, – поясняет молодой человек. – Потому после смены на таких машинах сильно уставало колено. Но ничего, уже привык. К тому же у «белорусов» очень плавный ход, комфортный и для водителя, и для пассажиров.
На работу как на праздник
С особым вниманием Антон Нагниев относится и к своему внешнему виду за рулем. Даже если рабочая смена начинается рано утром, он всегда приходит в депо как на праздник.
– Как-то раз, проводя ревизию домашнего шкафа, я увидел свой свадебный костюм, который несколько лет висел на плечиках без дела, – говорит Антон. – Вот и подумал: чего добру пропадать? Нашел подходящую сорочку, галстук и пошел так на работу. Коллеги, конечно, очень удивились. Многим же удобнее проводить за рулем по многу часов в просторных футболках и свитерах. А я понял, что строгий внешний вид мне помогает быть увереннее, собраннее, настраивает на рабочий лад. Да и пассажиров, как оказалось, такой образ не оставляет равнодушными. Некоторые даже выходят из салона и фотографируют меня с улицы.
Сегодня вместо традиционного галстука, который то и дело норовил запутаться в руле, Антон носит аккуратные бабочки, педантично подбирая их по цвету и размеру. Сейчас в коллекции мурманчанина уже более десятка этих мужских аксессуаров.
– Галстук-бабочка для меня символ легкости, свободы движения, а именно эти ощущения дарит любимая работа, – замечает молодой человек. – Такой же философский смысл вкладываю в наручные часы, их тоже дома уже больше тридцати. И их также подбираю к гардеробу, собираясь на смену. А вот что остается неизменным – это набор личных талисманов, колец и подвесок, которые всегда с собой.
За годы работы Антон Нагниев всей душой полюбил дорогу и даже узкие улочки мурманских дворов. А во время отпуска он иногда арендует легковушку и идет поработать в такси. Опять-таки в любимых костюмах и бабочках.
– Этим летом я как-то приехал на заказ, из подъезда вышла семейная пара, они сели в машину, посмотрели на меня и тут же подчеркнули, что заказывали «эконом», а не «комфорт», – подытожил Антон. – Я, конечно, ответил, что за свой внешний вид лишних денег не возьму. Семейная пара даже попросила сфотографироваться с ней на память. В последнее время, когда выхожу на маршруты «Электротранспорта», некоторые также в шутку называют мои смены выездами комфорткласса. А ведь дело всего лишь в бабочке и строгом костюме. Мне не в тягость, а людям приятно. И это здорово.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото автора и Игоря ЕРЕМЕНКО.