Художник Владимир Неверов посвятил свою жизнь работе с деревом, и значительную часть его творчества составляет убранство мурманского храма Спаса на водах. Именно оформлением его икон и интерьера он занимался много лет в небольшой мастерской, которая помещалась в пристроенном к мурманской школе № 18 здании теплицы.
Панно из «Сувениров»
Владимир Неверов работал по 12 часов в сутки, стал автором подавляющего большинства работ деревянного убранства храма, создавал неповторимые детали интерьера, светильники, деревянные элементы церковной утвари.
– Отец всю жизнь посвятил творчеству, – рассказал «Вечерке» его сын Роман Неверов. – Он был художником-самоучкой и всю жизнь учился, проглатывал горы литературы, отрабатывал на практике полученные знания. В детстве я много часов провел в мастерских возле краеведческого музея, когда отец работал в «Торгрекламе», которая изготавливала наружные рекламные конструкции. Было очень интересно увидеть, например, огромную чеканную голову Ленина и другие впечатляющие заготовки, потому что коллектив художников занимался оформлением интерьеров правительственных зданий, общественных мест, ресторанов и кафе. Отец был знаком со многими мурманскими художниками, жил в творческой среде, но сам никогда не был амбициозным, его это не интересовало. Для него главным был творческий процесс и возможность сделать окружающий мир как можно красивее.
По словам Романа Владимировича, в знаменитом магазине «Сувениры» на проспекте Ленина еще лет пять назад можно было увидеть большие белые объемные панно авторства Владимира Неверова, созданные в 80-х годах прошлого столетия. Прослужили они декору помещения около 30 лет, настолько качественно и современно были выполнены.
Мастерские на Желтой горе
Владимир Неверов родился в Перми в семье токарей, а в Мурманск приехал по любви уже после армии. Именно сюда в 1970-х годах решила уехать после ссоры его возлюбленная Светлана – к своему брату, работавшему на судне старшим механиком. За ней Владимир и прибыл в Кольское Заполярье буквально через месяц. Светлана стала его спутницей жизни и подарила молодому художнику сына Романа. Мурманск навсегда стал родным, и этому городу на макушке планеты Владимир посвятил всю свою жизнь.
Поначалу он работал художником в торговом порту, сделал успешную карьеру. Его коллега и друг Александр Кузнецов так рассказывает об удивительной работоспособности этого творчески одаренного мурманчанина:
– Мы познакомились в 1980 году, когда работали на Желтой горе, между Мурманском и Колой, в мастерских по созданию деталей интерьера для ресторанов, кафе, магазинов. Володя был художником и скульптором. После ухода из «Торг-рекламы» стал арендовать мастерскую в Росте, выполнял частные заказы – мебель, детали интерьера. Был большим мастером. Но в 1990-е годы начались трудности.
Знаковая встреча
Именно Александр Кузнецов организовал знаковую для Владимира Неверова встречу с отцом Никодимом, которого мурманчане постарше очень хорошо помнят как настоятеля Свято-Никольского собора на улице Зеленой в Мурманске. Многим горожанам он помогал перенести тяжесть лихих 90-х, поддерживал, относился к прихожанам по-отечески. Во Владимире Неверове православный священнослужитель, знавший толк в произведениях искусства, увидел тонкого мастера, способного украсить интерьер храма.
Заприметили мастерство Неверова и другие священники, многим запомнились его позолоченные клиросы с колоннами в храме на улице Зеленой. Посыпались предложения. Однако в дальнейшем Владимир Неверов продолжил работать для храма Спаса на водах.
Штучный товар
– 90 процентов киотов, аналоев и окладов икон Спаса на водах сделал Неверов, – рассказывает Александр Кузнецов. – Он в мастерской, можно сказать, жил, несмотря на холод и отсутствие коммуникаций. Заработал себе артрит, но не обращал на это внимания. Он горел творчеством, был постоянно загружен работой. Конкурентов ему в его деле не было. Володя создавал уникальный, штучный товар.
Кузнецов помог другу наладить электроснабжение в мастерской, стал его подмастерьем в подготовке материалов.
Над каждым киотом шла кропотливая работа – от эскиза будущих деталей и подготовки дерева до шлифовки орнамента готового произведения. Владимир Неверов никогда не повторялся. Был очень принципиальным и к каждой работе подходил индивидуально. Одна лишь подготовка к сложным работам могла занять неделю.
– Отец считал, что в жизни нужно постоянно повышать планку, – вспоминает Роман Неверов. – Может, по этой причине, как я часто слышал, резчиков его уровня в Мурманске не было. Он постоянно был поглощен творчеством. Поэтому, когда храм Спаса на водах был заполнен киотами, началась долгая пауза – ожидание строительства нового здания. И отец зачах. Он без работы не мог. Последние три года жизни его спасали книги, зарисовки, его увлечения ЗОЖ и йогой, моржевание, шахматы. Но огня в глазах не было. По нему было видно, что жизнь теряет свои вкус и смысл.
Пленэр на пляже
В августе 2021 года Владимира Неверова не стало. Плодами его творчества любуются посетители храмов, а собранная им большая домашняя библиотека стала основой для народной библиотеки в одном из мурманских торговых центров.
– Отец добился всего в жизни сам – своим трудом, поиском информации, всю жизнь занимался самообразованием, – говорит Роман Неверов. – И мне постоянно говорил о важности самосовершенствования. Я помню, был период, когда он набивал руку в карандашном рисунке. Его ничего не смущало в моменты вдохновения. Он даже на пляже мог достать бумагу и рисовать, пока вокруг не начинали собираться люди. В общественном месте зарисовывал впечатлившие его детали, позы людей, выражения лиц, эмоциональные моменты.
Творчество было его жизненным огнем, и это осталось в его работах на века.
Елена СТАНОВАЯ. Фото из личного архива Романа НЕВЕРОВА.