Подруги мурманчанки Антонины Карабановой из клуба флористов «Белозор» сейчас, пожалуй, чаще всего вспоминают ее любимую фразу: «Девочки, нос кверху!». Антонина Васильевна, мурманский инженер-конструктор, на пенсии увлекшаяся созданием пейзажей из природных материалов, умела вдохновлять. Слыла не признающей уныния энтузиасткой, очень любила заполярную природу, при любой возможности отправлялась в сопки – там делала эскизы будущих работ и собирала для них травинки, листочки, цветочки. Подруги рассказывают, что она никогда не сидела на больничных, говорила: «До ста лет проживу!».
Парижский фурор
Беда случилась, когда Антонина Васильевна Карабанова начала подготовку к очередной персональной выставке. К своему 85-летнему юбилею мурманчанка хотела показать лучшее, что ей удалось создать за несколько десятилетий увлечения флористикой и северной природой. Однако судьба распорядилась иначе: будучи у родственников в Подмосковье, эта талантливейшая флористка заразилась коронавирусом и умерла в реанимации.
Участницы мурманского клуба «Белозор» открыли выставку творческих работ памяти Антонины Карабановой в городском выставочном зале. Они назвали ее «В память о человеке, любящем Север» (12+).
Все представленные в экспозиции 44 работы природных и городских пейзажей отличаются узнаваемым авторским почерком. Секрет ее тонких линий и полутонов, кажется, до конца разгадать невозможно. Известно, что мурманская мастерица разрабатывала собственные способы заготовки и обработки растительных материалов, но она вдыхала в создаваемые образы еще и талант, и любовь к аскетичной северной природе, к мурманским улочкам и достопримечательным местам. В числе ее любимых флористических картин были «Памятник Ждущей», «Кот Семен», мурманские храмы, которые, в частности, экспонировались как в России, так и за рубежом.
С участницами мурманского клуба «Белозор» Антонина Карабанова с большим, а порой и буквально оглушительным успехом неоднократно представляла столицу Кольского Заполярья на выставках и конкурсах различного уровня.
После вступления «Белозора» в международную ассоциацию «Природа и творчество» при Министерстве иностранных дел Российской Федерации мурманские мастерицы флористики заставляли восторгаться своим талантом не одну зарубежную площадку.
В Париже, к примеру, мастерство увлеченных мурманчанок вызвало фурор. Парижане впервые увидели флористические шедевры, созданные из природных материалов российской Арктики. Только и разговоров было, что мурманская школа флористики отличается необычностью, аутентичностью, высоким уровнем художественного исполнения, узнаваемым авторским почерком.
Это в Париже еще не знали про флористические секреты Антонины Карабановой. Казалось, она одна умеет разыскать необычные для Крайнего Севера ярко-желтые цветки мать-и-мачехи или найти под первым снегом нежные листки с резными от холода узорами.
Выразительные краски
Каждая работа Антонины Карабановой связана с жизнью в арктической столице и с путешествиями по Мурманскому региону, отражает любимые местечки Кольского края, показывает его природу. Подруги говорят, что в ее творчестве была своеобразная магия – арктическая природа показывала ей как никому другому самые красивые, самые необычные растения, позволяла увидеть свои самые выразительные краски. А талантливейшая флористка, в свою очередь, старалась использовать в творчестве только северные природные материалы. И ее мастерство творило чудеса.
В Мурманске школу флористики, изумившую парижан, называют школой Людмилы Кривошеевой, основательницы клуба «Белозор». Рассказывая о создании клуба, Людмила Ивановна вспоминает, как в Москве на выставке в Министерстве иностранных дел зрители не поверили, что представленные пейзажи и портреты выполнены из бересты, листьев кукурузы, соломы и растительной крошки. И попросили вынуть из рам, окаймляющих работы, стекла. А внимательно рассмотрев и даже осторожно потрогав шедевры, были буквально поражены. Они-то было думали, что работы нарисованы акварелью! Но оказалось, что никакой акварели нет. Есть только флористическая акварельная техника, предполагающая мозаичное выкладывание деталей будущей картины.
К слову, где бы ни выставляли свои работы мурманчанки, они всюду подчеркивают актуальность бережного отношения к экологии арктических земель. И свой клуб назвали именем очень красивого цветка белозор, который распространен в российской Арктике от Мурманского до Чукотского побережья и занесен в Красную Книгу нашего региона.
Последняя выставка
То, что у горожан появилась возможность еще раз восхититься природной магией работ Антонины Карабановой, во многом заслуга ее учителя Людмилы Кривошеевой, подруг из клуба «Белозор» и мурманского городского выставочного зала. На прощальную с творчеством мурманской мастерицы выставку пришло много ее друзей, единомышленников, знакомых. Все вспоминали ее веселый нрав и позитивный характер. И говорили об Антонине Васильевне так, как будто не было этого рокового заболевания в Подмосковье.
И если бы не ее портрет с черной ленточкой на столе и рассыпанные рядом поминальные карамельки «Москвичка», которые она так любила, казалось бы, что эта талантливая мурманчанка вот-вот выйдет к гостям своей персональной выставки, которую так ждала…
Анжелика КОВАЛЕВА. Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.