Династия педагогов Мананковых из Мурманского политехнического лицея представит столицу Кольского Заполярья в финале профессионального конкурса «Флагманы образования. Школа». Он проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого».
Командные состязания
Недавно в Санкт-Петербурге завершился очный полуфинал конкурса «Флагманы образования. Школа» среди представителей Северо-Западного федерального округа. В нем участвовали 50 команд, которые показали наилучшие результаты на этапе дистанционного тестирования.
Каждая команда состояла из четырех человек. Среди конкурсантов – руководители образовательных организаций и их заместители, классные руководители, педагоги-предметники и учителя начальных классов. Две команды Мурманского политехнического лицея успешно представили столицу Кольского Заполярья. Одна из них вышла в финал состязания.
Наша команда-финалистка уникальна. В нее вошли Дмитрий Мананков – заместитель директора, Юрий Мананков – преподаватель-организатор ОБЖ, Артем Мананков – учитель физической культуры, Маргарита Мананкова – учитель английского языка.
– Конкурс «Флагманы образования» – молодой, проводится только второй год, – говорит Юрий Мананков. – С одной стороны, он учительский, а с другой – не индивидуальный, как большинство педагогических конкурсов, а командный. Особенность еще и в том, что одна из задач данного конкурса – это поиск новых управленцев в образовании. Уже в процессе профессиональных состязаний, к своему удивлению, я обнаружил, что вопрос управления касается не только чиновников. Учитель тоже должен уметь управлять: самим собой, классом, родителями. А для этого нужны конкретные навыки.
Обязанность или квалификация?
Как признают участники конкурса, его задания заставляли посмотреть на многие аспекты работы учителя не изнутри профессии, а со стороны. Например, на одном из этапов профессионального состязания был показан постановочный ролик на тему родительского собрания. В классе собрались мамы и папы, сидят, разговаривают между собой. Заходит учитель, начинает что-то разбирать на своем столе, медлит. В итоге родители сами задают ему разные вопросы по успеваемости, обсуждают дела класса и детей. В какой-то момент обстановка накаляется. Заданием для команд было выявить ошибки классного руководителя, что на данном собрании пошло не так.
– Помимо прочего нам надо было еще и сформулировать проблемный вопрос к этому ролику, – продолжает Юрий Юрьевич. – Наш вопрос был таким: «Классный руководитель – это обязанность по назначению или квалификация по образованию?». Другими словами, классного руководителя надо учить быть им. Потому что человек, прекрасно знающий математику и методику ее преподавания, может быть абсолютно «деревянным» классным руководителем. Вот в ходе этого задания мы и выясняли, какие существуют управленческие приемы, как общаться с родителями, что делать, чтобы избежать конфликтных ситуаций, подобных той, что, например, была представлена в ролике.
Без подготовки
Конкурсные дни были плотно заполнены дебатами, проектными работами, кейс-играми. Все начиналось в 8.30 и продолжалось до 21.30 с перерывами лишь на обед и кофе-брейк. Но и эти минуты отдыха уходили на обдумывание и обсуждения происходящего.
– До этого конкурса я считал, что фраза «Потеть над листком бумаги» – это метафора, – говорит Юрий Мананков. – Но тут мы отдавали все силы в прямом смысле. Хронометраж некоторых заданий организаторы сделали таким, что выполнить их за отведенное время казалось физически невозможным. Например, раздали карточки с конкурсными вопросами. Сформировать аргументы надо было за три минуты, представить их оппонентам – за одну минуту, ответить на вопрос – за две минуты. После чего за 60 секунд требовалось все это свести в большую таблицу. После первого такого соревнования поняли, что писать не успеваем, но в итоге нашли для себя способ, который у нас переняли некоторые команды. Решение пришло спонтанно: один писал верхнюю часть таблицы, двое других – строчки, которые могли одновременно заполнять с двух сторон, четвертый – посередине. То есть все делали одновременно.
Все эти моменты – как работает команда в целом и каждый ее участник в отдельности, умение мобилизоваться буквально за секунды и найти верное решение – оценивало строгое жюри. Примечательный факт: бейджи со своими именами участники конкурса носили не на груди, как обычно это делается, а должны были обязательно перекинуть на спину, чтобы их видели члены жюри даже в те моменты, когда конкурсанты совещаются, сидя за столом.
– Подготовиться к конкурсу было невозможно, потому что никто не знал, что будет в его заданиях, – пояснил Юрий Мананков. – До того как туда попасть, мы прошли два заочных этапа, где организаторы выясняли нашу общую эрудицию, профессиональные знания. Задавали вопросы по экономике, физике, культуре, мы решали методические, химические и физически задачи. При этом схитрить и быстро залезть в поисковик не получалось. Видимо, организаторы специально установили такой хронометраж, чтобы этого было в принципе сделать невозможно. Нам очень помогло то, что мы семья и понимаем друг друга буквально с полунамека. Порой и вслух произносить не надо, мы друг друга уже слышим.
Впереди мурманскую команду ждет финальный этап. Он состоится во второй половине апреля в Екатеринбурге. За звание лучшей будут бороться 90 команд-победителей полуфиналов из каждого федерального округа страны.
Андрей Сысоев, заместитель председателя Совета депутатов города Мурманска:
– Мы привыкли, что соревнуются в основном наши дети. Они участвуют в конкурсах и олимпиадах разного уровня – от школьных до городских и всероссийских. А теперь у нас есть еще и две команды учителей из Мурманского политехнического лицея, которые на уровне Северо-Западного округа успешно показали свои возможности и способности. Важно отметить, что «Флагманы образования. Школа» – это конкурс не только профессионального мастерства, но и лидерских качеств.
Тамара Прямикова, исполняющая обязанности главы муниципального образования город Мурманск:
– Мурманский политехнический лицей неоднократно входил в сотню лучших школ России. Его ученики участвуют во множествах конкурсов – от городских до международных и всегда приезжают с наградами. Мы понимаем, что без талантливых педагогов таких результатов было бы не достичь. Конкурс «Флагманы образования. Школа» как раз показал, что в МПЛ работают учителя самого высокого профессионального уровня.
Юлия РОМАНОВА.
Фото из архива семьи Мананковых и из архива редакции.