В мурманском Культурно-выставочном центре Русского музея на втором этаже филармонии открылась выставка живописи и графики известного российского путешественника, священника и писателя Федора Конюхова «Путешествие длиною в жизнь» (12+). Хотя большую часть этой экспозиции мурманские любители изобразительного искусства, оставшиеся прошлым летом в городе, уже видели, сейчас показ ее расширенной версии актуален как никогда.
Портрет матери
Немногие знают, что Федор Конюхов – обладатель множества официальных и неофициальных титулов, начинающихся со слов «первый в мире» – имеет три совершенно разных образования. Он окончил профессионально-техническое училище № 15 города Бобруйска по специальности «резчик-инкрустатор», затем – Одесское мореходное училище по специальности «судоводитель» и Ленинградское арктическое училище по специальности «судовой механик». Позже обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии и в Парижской академии художеств и изящных искусств.
Федор Филиппович – уникальный пример человека, который успешно работает по всем трем полученным специальностям. Во время путешествий, которые он часто совершает в одиночку, оставаясь наедине с Богом и силами природы, делает эскизы и этюды, которые потом переносит на большие живописные полотна или превращает в черно-белые или цветные литогравюры. Разнообразие техник и стилей, представленных даже на тех произведениях, что сейчас висят в мурманской галерее, может навести на мысль, что они созданы разными авторами. Но пристально вглядевшись в каждую работу и сделав два-три круга по выставочному залу, можно обнаружить едва уловимые общие черты. В первую очередь это тематика. Путешествия и вызванные ими переживания – главные мотивы произведений. Стоит обратить внимание на портрет матери Федора Филипповича – Марии Ефремовны, который висит в «закоулке» главного выставочного зала. Свою маму легендарный путешественник изобразил в интерьере темно-синего цвета, который передает волнение моря и женщины, ждущей в ночи при свете керосиновой лампы своего мужа-рыбака.
Чайка на ходулях
Несмотря на то, что с детства Федор Конюхов видел, как тяжело на душе у тех, кто дома ждет моряков, от своих кругосветных и прочих рекордных путешествий по морю не отказался. При этом портрет жены Ирины под названием «Мираж» лучится светом. Она приехала к нему в Центральную Африку, где он участвовал в экспедиции по пустыням самого жаркого континента. На огромном полотне женщина в белоснежном платье и тюрбане стоит на спине верблюда, а за ее головой пылает Солнце. Идея этой великолепной картины принадлежит не автору, а фотографу экспедиции, который попросил женщину встать на верблюда. Но это исключение. Подавляющее большинство произведений – реалистичные или метафорически изображенные сюжеты жизни путешественника или отражение его внутреннего мира. Некоторые картины своей причудливостью отдаленно напоминают работы Сальвадора Дали. Например, «Возвращение», написанное в 2017 году. На картине человек в халате с капюшоном и огромная чайка идут на ходулях по песчаному берегу моря к православному храму. Правильно интерпретировать увиденное, пожалуй, невозможно без пояснения, которое, к счастью, имеется: «Когда я выходил по воде из южного полушария в северное, всегда прощался с альбатросами. Они не могут перелететь через экватор в северное полушарие, а мне хотелось, чтобы у нас, в России, увидели альбатроса».
Рама со смыслом
Мрачная картина 2018 года «Из последних сил» – больше не о земном, а о духовном. На ней путешественник изобразил себя в самые трудные минуты одной из заполярных экспедиций на лыжах. Сгорбленную от усталости фигуру с подогнувшимися ногами держат только ангельские крылья за спиной – символ несгибаемой воли, который Федор Конюхов использует во многих своих работах. «Если человек имеет сильную волю, у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, он летит», – объясняет автор и задается вопросом: «Почему люди пекутся только о земном, забывая о душе?».
Особого внимания заслуживают несколько рам оригинального дизайна, в которые вставлены картины. Широкий деревянный багет, сделанный из растрескавшихся от соленой воды весел, заставляет воспринимать живописные полотна как своего рода фотографии, то есть документальные свидетельства, подтверждающие достижения Федора Филипповича. В некоторые доски вставлены цветные стекла, кусочки зеркал и искусственные самоцветы. А портрет Антуана де Сент-Экзюпери вставлен в оконную раму с ручкой и делит ее пространство с узким зеркалом. В этом зеркале, которое вставил Федор Конюхов в портрет французского писателя-путешественника, можно попытаться разглядеть свое истинное лицо, размышляя о судьбе автора этой картины, автора «Маленького принца» и о своих свершениях и помыслах.
Выставка будет открыта до 17 апреля.
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото автора