Впервые творческая площадка городского выставочного зала отдана под выставку живописи и фотографии подполковника в отставке.
В прошлом эксперт-криминалист управления комитета госбезопасности по Мурманской области, спецназовец, прошедший обе чеченские войны, мурманчанин Андрей Чепурнов начал рисовать около двух лет назад. На первую выставку представил сорок работ, включающих «пленочные» и цифровые снимки, живописные пейзажи и натюрморты. Парадокс, который почти сразу бросается в глаза: большинство его снимков похожи на живописные работы, а живопись, напротив, напоминает фотографическое изображение.
Память о толстых сурках
Супруга художника Надежда Чепурнова, ставшая соавтором экспозиции и разбавившая творчество мужа рукодельными работами парадного интерьера и бижутерии, говорит, что у Андрея сразу родился в живописи свой стиль. Он скрупулезно выписывает каждую деталь, будь то карандашная точилка на столе или крошечное насекомое, дополняющее сюжетную линию натюрморта, что усиливает впечатление от его реалистичной живописи.
Представленные в экспозиции «Север и не только» (12+) картины невозможно до конца понять вне контекста биографии их автора. Заснеженные пики гор, к примеру, изображены по памяти: когда Андрей Николаевич служил в спецназе, то на военных тренировочных сборах совершал на них восхождение, в том числе и на Эверест.
А заснеженный северный Тянь-Шань, изображенный в необычном ракурсе, словно бы автор снимал горы с помощью квадрокоптера, и вовсе, как машина времени, отсылает нас в еще советский 1989 год.
– Мы отдыхали здесь со старшей дочкой, когда ей было только шесть лет. Приехали погостить в Киргизию к моему товарищу по срочной службе, – рассказывает историю пейзажа Андрей Чепурнов. – Поставили в горах палатку и провели там около двух недель. Дочка вместе со мной облазила там все интересные местечки. Особенно она восторгалась очень толстыми сурками, обилием куропаток и горных козлов. Около года назад товарищ, у которого мы гостили, отмечал 50-летний юбилей, он давно переехал из этой местности, и его супруга попросила подарить ему на день рождения картину с горным пейзажем. Конечно, первое, что вспомнил, ту нашу поездку. И нарисовал горы Тянь-Шаня. А потом сразу подумал: «Так надо же и себе на память нарисовать!». И изобразил на картине по памяти то, что хотелось, то, что дарит положительные эмоции.
Контрабанда из 90-х
В натюрморте «Скрытая симметрия» можно разглядеть веселую отсылку к еще советским временам, когда власти начали усиленно бороться с контрабандой и почему-то поручили это спецслужбам. На календаре было самое начало девяностых. В Мурманске изъяли большое количество контрабандного спиртного, польского вроде бы производства. Коньяк «Наполеон», ликеры, вино… В общем, большое количество бутылок.
– Через месяц или полтора кабинет, который мы делили с моим товарищем по службе, оказался полностью заставлен коробками с контрабандным спиртным, – рассказывает Андрей Николаевич. – Остались только небольшие проходы, чтобы мы могли хоть как-то по кабинету передвигаться. А надо отметить, периодически к нам по служебным делам заходили коллеги. Я бы сказал, даже не заходили – влетали, вдохновленные какими-то рабочими заданиями и планами. И сразу резко тормозили у коробок! Тогда на все были талоны, на спиртное в том числе. А мы сидели среди огромного количества бутылок импортного алкоголя! В общем, люди от этой картины теряли дар речи.
На картине «Скрытая симметрия» – большое количество спиртного, оно и в бочках, и в фужерах, и в бутылках. И есть вторая, отчасти философская часть названия, которая не поместилась на картине: «Все повторяется, но ничего не совпадает». И эту работу надо пристально рассматривать, чтобы и двух непохожих друг на друга насекомых разглядеть, и бочковую, и бутылочную пробки. И чтобы понять зашифрованный в симметрии авторский замысел.
Еще один запоминающийся зрителю натюрморт называется «Вторые 40 лет в жизни мужчины». Андрей Чепурнов нарисовал его товарищу по службе на 55-летний юбилей. И здесь тоже ни одного лишнего предмета. Каждый из них характеризует своего хозяина, виновника торжества. Бюст Феликса Дзержинского на столе, прозрачно намекающий на характер работы, карандаш с точилкой, чтобы делать пометки на полях, издание рецептов Сталика Ханкишиева, рассказывающее, что юбиляр увлекается поварским искусством. Говорящий семейный портрет. И стакан с двойным виски, как и положено для снятия стресса брутальным Джеймсам Бондам.
Супружеский цех
Супруга Андрея Николаевича Надежда Григорьевна Чепурнова свободное время посвящает изготовлению интерьерных украшений: елочных шаров, пасхальных яиц, вышивок, а также – бижутерии. О ее работах говорят, что они полны душевного тепла и гармонии. И как нельзя кстати пришлись в экспозиции «Север и не только».
С мужем, мурманчанином в третьем поколении, Надежда из «сухопутного» города Александров Владимирской области познакомилась в Ивановском государственном университете, где оба осваивали специальность «химия».
– В 17 лет сказала: «Хочу жить на берегу моря!». Не уточнила, правда, какого именно, – не без улыбки рассказывает Надежда Григорьевна. –И, можно сказать, мое желание исполнилось – я живу на берегу моря, почти на океанском побережье, если учесть, что Баренцево море открыто в Северный Ледовитый океан.
Надежда Чепурнова много лет работает в центре гигиены и эпидемиологии Мурманской области и, по сути, является ветераном службы санэпиднадзора.
Она с честью прошла весьма непростой путь жены офицера КГБ и спецназа ФСБ, награжденного медалью «За отвагу», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени» с мечами, орденом «За военные заслуги».
Сегодня они счастливые папа и мама и заботливые бабушка с дедушкой. Теперь немалая часть дома Чепурновых представляет собой творческий цех. Здесь соседствуют две мастерские – Андрея и Надежды, двух творческих мурманчан, которые, не сомневаюсь, подарят нам еще не одну выставку своих работ. И еще не одну семью вдохновят на совместное творчество.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.