После того как митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан на своей пресс-конференции представил предварительный вариант (презентацию) концепции строительства нового кафедрального собора в Мурманске, среди горожан развернулись нешуточные споры. Собор предполагается построить в Мурманске на месте бывшего парка аттракционов на улице Буркова. Именно момент выбора места и вызвал полемику.
Сторонники строительства утверждают, что сегодня Мурманская область остается единственным российским регионом, не имеющим кафедрального собора, хотя решение построить собор в нашем городе было принято еще в дореволюционные годы. Сбор средств для этого был начат во время Первой мировой войны. Однако осуществить эти планы помешала революция и смена власти в стране. Есть мнение, что несколько десятилетий назад на этом месте было городское кладбище, а потому собор хорошо бы построить именно здесь – на высокой сопке.
Сомневающиеся утверждают, что не было никакого городского кладбища, а было захоронение англичан. Говорят, что на месте бывшего парка аттракционов нужно построить новый парк, потому что место отличное и с этой сопки весь город – как на ладони.
Дебаты в социальных сетях приняли столь серьезный характер, что некоторые горячие головы поспешили обвинить митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана: мол, в своих проповедях он призывает прихожан к конфликту. Тут же вспомнили и городские власти: дескать, они не хотят отдавать земельный участок под строительство храма.
Шумиха породила множество кривотолков. Словесных копий за эти несколько недель сломано множество. «Вечерний Мурманск» решил напрямую задать вопросы митрополиту Мурманскому и Мончегорскому Митрофану.
Ответы перед вами.
– Ваше преосвященство, в социальных сетях появилось видео Вашей воскресной проповеди, и некоторые Интернет-ресурсы интерпретировали Ваши слова в ней как некий конфликт между Мурманской епархией и депутатом Государственной Думы от Красноярского края и бывшим главой Мурманска А. Б. Веллером по поводу строительства кафедрального собора в г. Мурманске. Есть ли между Вами конфликт?
– То, что я говорил в своей проповеди, касается вопросов сотериологии (учение о спасении души человека) и нравственного богословия нашей Церкви. Касаться вопросов состояния государственной и политической власти в стране Церковь избегает. Поэтому пытаться найти персоналии как в этой, так и во многих иных моих проповедях бесперспективно.
Испокон века Церковь выступала с позиций миротворчества, видя в этом одну из важнейших своих миссий в обществе. Подымая проблему человеческой греховности, равно как и оценивая степень участия каждого в жизни Церкви, мы всегда понимаем, что это дело личное и добровольное, но при этом касается каждого. Так что никаких личностей в виду не имелось и было странно видеть такую бурную реакцию в некоторых СМИ. Если, конечно, здесь не работает известная поговорка: «На воре шапка горит».
– Какие у Вас лично сложились человеческие отношения с А. Б. Веллером? Ведь Вам, скорее всего, много раз приходилось взаимодействовать с Алексеем Борисовичем за годы Вашего служения.
– С Алексеем Борисовичем Веллером я знаком достаточно давно. Отношения у нас сложились ровные, рабочие, и мы всегда приходили к взаимопониманию.
Отношусь к Алексею Борисовичу как к опытному политику и крепкому управленцу, с которым можно договариваться и не сомневаться в данных им обещаниях.
– Поддерживаете ли Вы мнение депутата Госдумы А. Б. Веллера о необходимости провести среди мурманчан широкое общественное обсуждение идеи строительства кафедрального храма-памятника?
– Безусловно, поддерживаю, поскольку это совершенно необходимый и обязательный этап, и, я надеюсь, он непременно наступит. Пока что мною было лишь высказано намерение и озвучена идея. Нет еще ни решения, ни благословения, ни проекта. Но уже сейчас понятно, что масштаб этой идеи явно выходит за региональные рамки.
Реализация столь величественного проекта возведения храма-памятника в память о миллионах наших соотечественников, погибших на полях Первой мировой войны, – наш долг перед теми, кто жил до нас и кто придет за нами. Оставить после себя детям и внукам столь прекрасную память в виде такой архитектурной и духовной доминанты города Мурманска – задача благородная, и она касается каждого мурманчанина, а также и всех жителей нашего Кольского края.
Не скрою, мне было приятно услышать в недавней нашей беседе с Алексеем Борисовичем его твердую позицию в этом вопросе и полное согласие с актуальностью продвижения проекта создания кафедрального собора в Мурманске. Также Алексей Борисович подтвердил свое всяческое содействие в этом направлении, какое от него потребуется.
Так что нужно все спокойно обсуждать и тщательно взвешивать, и тогда вдруг становится ясно, что все мы желаем одного и того же – блага и процветания нашему любимому городу.
С уважением и пожеланием помощи Божией
Митрополит Мурманский
и Мончегорский Митрофан.
От редакции.
Все важные решения о строительстве мурманчане принимали вместе. Так было и со строительством новых парков, так было и с возведением в нашем городе памятника Николаю Чудотворцу. И место выбирали тогда тщательно, и деньги всем городом собирали. «Вечерний Мурманск» опубликовал фамилию каждого жителя Мурманска, сдавшего деньги на памятник. И в этот раз мы готовы публиковать на страницах «Вечерки» мнения всех горожан, чтобы услышать мнение каждого об идее строительства собора. Как сказал митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, «во имя блага и процветания нашего города».
Подготовила Татьяна БОРИСОВА
Фото из открытых Интернет-источников