Оливье, мандарины, мишура, бенгальские огни, брызги игристого. Все это непременные компоненты любимого праздника – Нового года. В нашей стране уже несколько десятилетий он не обходится без новогоднего киносимвола – комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Именно она вдохновила мурманчанку Светлану Якимчук-Орехову на создание серии елочных игрушек в виде персонажей этого новогоднего фильма. Симпатичные миниатюры сразу пришлись по душе северянам, и теперь профессиональная художница собирается смастерить героев из других отечественных кинолент.
Генетический код
С детства маленькая Светлана охотно бралась за любое рукоделие, но больше всего ее увлекала живопись, а еще – чтение. И в этом большая заслуга семьи – ее мама работала заведующей библиотекой в Твери, папа был художником-оформителем.
– В школьные годы я все свободное время проводила у родителей на работе, там я взахлеб читала, старалась на детский манер повторить отцовские работы, – вспоминает Светлана. – А по вечерам и в выходные с увлечением шила из разноцветных лоскутов небольших кукол.
Ловко управляться девочка могла не только с иглой и нитками, но и со швейной машинкой, этому ее научила мама. Правда, первые шаги дочери в швейном мастерстве не раз доставляли родителям лишние хлопоты.
– Помню, как-то раз мама купила в гостиную красивые новые шторы с цветочным рисунком, – вспоминает Светлана. – Улучив момент, я взяла ножницы и вырезала пестрый букет из самого центра полотнища. Такой аппликацией украсила свитер и вечером с гордостью продемонстрировала его маме. Она лишь вздохнула, посмотрев на гардины с фигурной дырой, а через пару дней отпорола цветочный принт и вшила на прежнее место.
Окончив школу, Светлана поступила в тверское художественное училище имени А. Г. Венецианова, где и познакомилась с будущим мужем. В 2000 году супруги с двумя дочерями переехал в Мурманск.
Семейные ценности
В Кольском Заполярье девушка первое время зарабатывала на жизнь росписью стен, писала портреты, делала витражи. Чуть позже начала заниматься барельефами, этот вид рельефной скульптуры был очень популярен у мурманчан. Художницу просили украсить стены квартир объемными изображениями полутораметровых бабочек, семействами львов в саванне и другими необычными сюжетами.
– Через несколько лет работать по заказам надоело, я полностью переключилась на живопись, – продолжает Светлана. – Так я вошла в Союз художников России, стала организовывать персональные выставки. Но от декоративно-прикладного искусства и рукоделия по-прежнему не отказывалась. В свободное время, к примеру, за просмотром сериала непременно что-то вязала или вышивала. И вот года три назад во мне вновь проснулась страсть к куклам. Пробудил ее винтажный рыжий плюш, который подарила подруга. Из прекрасно сохранившейся натуральной мягкой ткани захотелось непременно сделать что-то красивое. Выбор пал на тедди-долл – это куклы с лицом человека и телом животного. Так появились первые мишки-малыши. Но у всех малышей, даже кукольных, должны быть родители. Стала шить большого, сантиметров в 70, папу-медведя, а затем и маму-медведицу.
Все кукольное семейство с тщательно вылепленными из пластика и прорисованными до мельчайших деталей лицами сразу раскупили на одной из выставок. А Светлана продолжила мастерить кукол уже в новых техниках. И вновь у нее то и дело получались тематические серии работ.
– Я очень семейный человек, редко когда оставляю куклу одиночкой, – поясняет Светлана. – Смастерю одного карапуза, следом хочется сделать ему братика или сестру, затем бабушку или няню, которые присматривают за сорванцами, потом появляются родители, тетушки и дядюшки.
Узнаваемые цитаты
Так получилось и с новогодней серией персонажей из «Иронии судьбы». В прошлом году Светлана решила смастерить из ваты, клея и проволочного каркаса небольшую фигурку Ипполита, который принимает душ в пальто и меховой шапке. Работа над героем Юрия Яковлева затянула с головой. Через несколько дней коллекция пополнилась. Появились Наденька, Женя Лукашин, его друзья-банщики, подруги главной героини. На каждой фигурке художница написала известную фразу, которую говорили актеры в легендарной мелодраме.
– Поначалу я не планировала делать из этой серии новогодние игрушки, думала подарить фигурки друзьям во время новогоднего застолья, – вспоминает художница. – Но когда основные персонажи были готовы, прощаться с ними стало жалко. Решила прикрепить к ним петельки и повесить на елку. Думаю, наступающий Новый год эти куклы тоже встретят с моей семьей, а затем коллекция, возможно, найдет новый дом. Расстаться с легким сердцем со своими работами обычно удается не сразу, некоторое время ими хочется любоваться.
Следующую серию елочных игрушек Светлана Якимчук-Орехова планирует сделать по мотивам фильмов «Обыкновенное чудо» и «Чародеи», супруг просит смастерить героев из «Иван Васильевич меняет профессию», а дочери – из «Гарри Поттера». Делятся идеями и друзья и знакомые Светланы.
– Здорово, что такие простые и недорогие игрушки нашли отклик в сердцах северян, – замечает моя собеседница. – Все-таки то, что сделано своими руками и с душой, никогда не оставляет равнодушным.
Экодизайн
Но не только авторских кукол северянка может сделать, как говорится, за копейки. В прошлом году она стала победителем в категории «Предметы интерьера» на выставке «Арктический дизайн». Там она представила ширму, изготовленную из многогранной палитры джинсовой ткани. На складной комнатной перегородке художница изобразила мурманские многоэтажки, Кольский залив, покатые сопки и парящих чаек.
– Основная идея этого проекта – использование вторичных материалов. Джинсовая ткань доступна и натуральна, ее оттенки, на мой взгляд, очень схожи с сумерками полярной ночи, – рассказывает художница. – И, несмотря на внушительный размер ширмы, примерно 2 метра в высоту и столько же в длину, средств на ее изготовления потребовалось минимум. Купить пришлось только рейки и металлические уголки для каркаса, швейные нитки, столярный клей для изготовления чаек из папье-маше. Деним для ширмы отдавали друзья и знакомые, всего в работе я использовала около 50 пар джинсов.
Примерно столько же брюк ушло на другую аналогичную конструкцию, названную «Беломорье». Сейчас художница размышляет над сюжетом для ширмы с декором по мотивам фильма Андрея Тарковского «Солярис».
– В современном мире ширмы в основном можно увидеть в музеях да врачебных кабинетах, – говорит Светлана. – Но мне эти интерьерные предметы нравились с детства. Помните, в детстве мы все строили шалаши из диванных подушек и одеял? Так создавался собственный небольшой мир. Вот и ширма, будучи функциональной переносной стеной, позволяет остаться наедине с собственными мыслями, пофантазировать, предаться творчеству.
Кроме того, в последнее время Светлана начала активно осваивать работу на графическом планшете и теперь всерьез подумывает над созданием серии иллюстраций к роману «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса и фантастической антиутопии «Мы» Евгения Замятина.
И это точно не последнее творческое направление мурманской художницы, возможно, через пару-тройку лет она в очередной раз удивит северян оригинальными авторскими работами.
Надежда ЛЕБЕДЕВА
Фото из архива Светланы Якимчук-Ореховой