С 1 января 2022 года должен все-таки заработать новый порядок предоставления жилищно-коммунальных субсидий. Напомним, его введение откладывалось несколько раз: по первоначальным планам документ должен был вступить в силу еще с начала этого года, потом дату перенесли на 1 июля. И вот теперь – снова 1 января, только уже 2022-го. Заработает ли документ и что новый порядок принесет жителям – об этом поговорим сегодня.
Перенос за переносом
«Вечерний Мурманск» не раз рассказывал о новом порядке предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Напомним, что его главное отличие от ныне действующего в том, что будущим получателям субсидии уже не нужно собирать справки об отсутствии задолженностей за жилищно-коммунальные услуги. При наличии другого важного фактора – а именно подтвержденных низких доходах семьи – субсидии должны были предоставляться в автоматическом режиме после подачи заявления в любой МФЦ.
Причем и сами долги за жилищно-коммунальные услуги не должны были быть препятствием для получения субсидии.
В настоящее время выплату нельзя получить при любой задолженности за ЖКУ (почему и требуются справки об отсутствии задолженности). И это выглядит действительно нелогично. Человек попал в сложную жизненную ситуацию, не может платить за «коммуналку». Ему бы сейчас помочь при помощи субсидии. Ан нет: сначала он должен найти где-то деньги, например, взяв кредит. Когда заплатит долги коммунальщикам, только тогда может рассчитывать на поддержку от государства.
Новый порядок предусматривал, что не все долги за жилищно-коммунальные услуги должны препятствовать получению субсидии, а только те, в отношении которых есть решение суда. Причем не более чем трехлетней давности.
В принципе решение здравое. Но не совсем. С самого начала было ясно, где самое слабое место у документа: как раз в получении информации об имеющихся судебных решениях в отношении должников. Кто и каким образом должен был ее передавать в органы, занимающиеся начислением субсидий? Судебный департамент у нас и так перегружен, а среди организаций сферы ЖКХ зачастую хаос творится.
В итоге данную обязанность все-таки повесили на коммунальные предприятия и управляющие компании, но, судя по всему, что-то пошло не так (что было вполне ожидаемо). И именно поэтому вступление в силу нового порядка предоставления субсидий сначала перенесли на 1 июля 2021 года, а затем и на 1 января 2022 года. И совсем не факт, что не перенесут снова.
По сложному пути
Говорят, что у любой проблемы есть три возможных решения: простое, сложное и правильное. В сфере ЖКХ у нас почти всегда предпочитают идти по максимально сложному пути. Чем только еще больше запутывают ситуацию.
Ну вот, к примеру, зачем нужно было вводить это правило о судебных решениях?
Сторонники документа говорят, что это позволит отделить злостных неплательщиков от обычных.
Ничего подобного. Правило лишь позволит отделить тех неплательщиков, на кого поданы иски и выиграны суды, от тех, в отношении кого выигранных судов еще не было. И получается, что у нас теперь получение субсидии зависит от расторопности и упертости юристов той же управляющей компании или водоканала, или теплоэнергетического предприятия. Они ведь могут подать иск в суд на неплательщика, а могут и не подавать. В итоге человек либо получит субсидию, либо нет.
Самое обидное, что сведения об обычных долгах в большинстве своем уже есть в системе ГИС ЖКХ. То есть людей и так можно было избавить от необходимости собирать справки еще год назад, так как сведения об имеющейся задолженности уже тогда можно было получать в автоматическом режиме.
Но нет – добавили новое обязательное требование по судебным решениям, и все застопорилось.
На самом деле проще было либо оставить старый принцип (любой долг является препятствием для получения субсидии), либо отменить это требование вообще.
Ведь почему правило о судебных решениях появилось? В правительстве совершенно справедливо опасались, что закоренелые неплательщики с проигранными судами, получив субсидию, потратят ее на что угодно, только не на погашение долгов. А что, обычные неплательщики так же поступить не могут?
Не правильнее ли было ограничить возможность использования самой субсидии: чтобы эти средства можно было потратить лишь на оплату жилищно-коммунальных услуг?
Целевые деньги
Давайте разберемся, для чего нужны субсидии в принципе. Ответ прост. Во-первых, для того, чтобы оказать поддержку тем, кто в этом нуждается. И во-вторых, чтобы обеспечить нормальную работу предприятий жилищно-коммунального сектора.
Что с новым порядком, что со старым эти две главные цели не достигаются.
Сначала о тех, кто нуждается в помощи. Возьмем тех же злостных неплательщиков. Да, среди них есть люди, которые могли бы заплатить, но не платят. Но основная масса – это семьи с очень низкими доходами, годами живущие на грани нищеты. Если семья физически не может платить за «коммуналку», потому что иначе на хлеб не останется, то какая разница, есть в отношении таких должников решение суда или нет? Им в любом случае помогать надо.
Но как раз такие семьи поддержку не получают и не получат: сейчас – из-за долгов, с 2022 года (если новый порядок начнет действовать) – из-за судебных решений.
Или взять маргиналов, у которых на водку деньги есть, а на квартплату нет. Ну и кому легче от того, что все мы выскажем им общественное порицание, а судебные приставы вынесут из квартиры единственное имущество – неработающий телевизор? Платить-то за коммунальные услуги они все равно не начнут.
Возможно, главная ошибка была совершена много лет назад, когда субсидию решили выплачивать напрямую жителям. А ведь раньше было по-другому: деньги переводили предприятиям ЖКХ. В результате человек поменьше счета получал, а коммунальщики – хоть какие-то средства.
Реки, конечно, не повернуть вспять, и к той системе возврата нет, но вот сделать средства, выплачиваемые по субсидиям, целевыми не так уж и сложно. И тогда можно было бы помогать тем, кому реально тяжело, не оглядываясь на долги. Но главное, это была бы существенная поддержка для предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Болото долгов
Впрочем, не бедные семьи и маргиналы, не долги и иски в судах – главные проблемы в системе предоставления субсидий. Главная – в том, что и действующая система, и та, которую планируется ввести, уже морально устарели и слишком, скажем так, неповоротливы. Например, они не работают как в случае резкого падения дохода человека, например, из-за потери работы или ковидных ограничений, так и постепенного – из-за инфляции. В результате люди, которые нуждаются в помощи, ее не получают и довольно быстро загоняются в долговую яму.
Ну, например, человека уволили или он сам уволился из-за конфликта с начальством, тяжело заболел или в бизнесе произошел спад. Что происходит дальше? Доходы упали, вроде бы появилось право на получение субсидии. А вот и нет. Потому что при начислении субсидий учитываются доходы за полгода.
То есть нужно шесть месяцев посидеть без зарплаты, накопить долги за ЖКУ, получить пару исков как злостный неплательщик, а потом уже обращаться за выплатой. Которую никто не даст – как раз из-за долгов и решений суда. Ну и смысл тогда в такой поддержке?
Идем далее. У нас и в доковидные времена огромное количество северян (что бы там не писали в статистических данных) жили от зарплаты до зарплаты. Сейчас так живут уж точно не меньше половины семей. И поэтому, как только с доходами случается какой-нибудь перебой, первое, на чем начинают экономить, – это ЖКУ.
Причиной образования задолженности может быть тот же больничный лист, когда выплаты резко падают, зато резко растут расходы на лекарства, или штраф, или еще что-нибудь. Да тот же Новый год, например, когда, несмотря на все проблемы, хочется устроить праздник для близких.
Человек не смог заплатить в текущем месяце из-за непредвиденных трат, но он и в следующем долг не вернет, потому что денег – впритык. В лучшем случае оплатит текущие платежи, а долг останется. А еще через месяц случится еще одна нештатная ситуация – и долг вырастет.
«Косметический ремонт»
Вот в такой бы ситуации обратиться за субсидиями. Когда денег на ЖКУ реально не хватает. Но не тут-то было. В том числе и потому, что в регионе действует очень высокая планка предельной доли расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи – 22 процента.
То есть если, например, семья мурманчан, где работают оба супруга, на двоих получает доход 55 тысяч, а квартплата у них порядка 10 тысяч, то все в порядке – субсидия не положена, ведь 10 тысяч – это меньше 22 процентов от совокупного дохода семьи. Вы их обязаны оплатить сами.
И, кстати, как раз в этом вопросе все в руках региональных властей. В Москве, например, предельно допустимая доля на оплату коммунальных услуг от совокупных доходов семьи – 10 процентов (для отдельных категорий и того ниже), в Санкт-Петербурге – 14.
У нас в области эта планка опущена только для пенсионеров, инвалидов и многодетных семей – до 10 процентов.
Вообще, если смотреть в корень, то получается, что вся система предоставления субсидий направлена на людей с постоянным, легко подтверждаемым относительно низким доходом. То есть на одиноко проживающих неработающих пенсионеров и инвалидов. И, кстати, для этих категорий населения что новый порядок начисления субсидий, что старый – разницы большой нет. При новом будет чуть попроще оформлять выплату.
Что касается всех остальных мурманчан, то реальная польза от субсидий есть, пожалуй, только у тех, кто может занижать свои реальные доходы, плюс для некоторых многодетных семей.
Так ждать или не ждать введения нового порядка начисления субсидий? В принципе это неплохое новшество. Хотя бы потому, что не будет необходимости бегать за справками и появится возможность получить субсидию даже при наличии долгов. Но это точно не революция, это, скорее, – лишь косметический ремонт, который, кстати, еще не известно, как себя покажет. Ведь необходимость оплатить долги для получения субсидии очень сильно дисциплинировала. Не упадут ли у нас теперь жилищно-коммунальные платежи еще больше? И не будет ли перегружена судебная система новыми исками?
Это мы узнаем, только когда новая система все-таки заработает. Вернее, если заработает.
Вообще, если смотреть в корень, то получается, что вся система предоставления субсидий направлена на людей с постоянным, легко подтверждаемым относительно низким доходом. То есть на одиноко проживающих неработающих пенсионеров и инвалидов. И кстати, для этих категорий населения, что новый порядок начисления субсидий, что старый – разницы большой нет. При новом будет чуть попроще оформлять выплату.
Что касается всех остальных мурманчан, то реальная польза от субсидий есть, пожалуй, только у тех, кто может занижать свои реальные доходы, плюс для некоторых многодетных семей.
В настоящее время выплату нельзя получить при любой задолженности за ЖКУ (почему и требуются справки об отсутствии задолженности). И это выглядит действительно нелогично. Человек попал в сложную жизненную ситуацию, не может платить за «коммуналку». Ему бы сейчас помочь при помощи субсидии. Ан нет: сначала он должен найти где-то деньги, например, взяв кредит. Когда заплатит долги коммунальщикам, то только тогда может рассчитывать на поддержку от государства.
Дмитрий ВАРЗУГИН. Фото из открытых Интернет-источников.