Мурманчане давно привыкли к бесперебойной работе общественного транспорта. Постоянно обновляемый парк техники, развитая сеть маршрутов и строгое соблюдение графиков движения — все это неотъемлемые составляющие работы АО «Электротранспорт города Мурманска», на балансе которого находятся все городские троллейбусы и автобусы большой вместимости. Но всегда найдется то, что можно улучшить. В ближайших планах перевозчика – изменение нескольких городских маршрутов и появление одного совершенно нового. О том, какие новшества сейчас обсуждаются, «Вечернему Мурманску» рассказал депутат городского Совета депутатов, генеральный директор АО «Электротранспорт города Мурманска» Сергей Коробков.
В больницу – без пересадок
– Сергей Евгеньевич, уже в декабре жители Росты смогут доехать до областной больницы без пересадок, воспользовавшись новым троллейбусом с автономным ходом. Но такой троллейбус пока в парке предприятия один. Будет ли это закрывать потребности жителей Росты?
– Сейчас предлагается комплекс решений. Если они будут приняты, то проблема транспортного обслуживания Росты будет решена. Это пуск автономных троллейбусов в ближайшее время, изменение маршрутов № 1 и 4Т, ввод нового маршрута № 30.
Что касается пуска троллейбуса с автономным ходом, то он будет пока работать на маршруте № 3. Сейчас интервал движения обычных троллейбусов на маршруте тройки доходит до четырех минут. В то же время на автобусном маршруте № 10 – 9 и более минут, особенно вечером. Планируется, что с 1 декабря шесть раз можно будет выехать из Росты на троллейбусе маршрута № 3 с автономным ходом – три раза днем (в 10.47, 13.44, 15.26) и три раза вечером (в 19.34, 21.14 и 22.47). На этом маршруте можно будет попасть на проспект Ленина, к областной больнице и в другие точки города без пересадки.
С 1 декабря этот троллейбус будет курсировать ежедневно, но пока в тестовом режиме. В отдельные дни, когда он будет на техническом обслуживании, мы сообщим на сайте «Электротранспорта», что рейсов не будет. Мы планируем, что в первом полугодии 2022 года количество таких машин на маршруте увеличится, как и рейсов. Помешать этому может только состояние разворотного кольца около завода «Севморпуть» – надо срочно решать этот вопрос.
Новый маршрут
– Жители Восточного микрорайона давно просили связать его с Ленинским округом и с Ростой. Сейчас обсуждается появление совершенно нового автобусного маршрута № 30, который вы упомянули. Расскажите о планах подробнее.
– Жители Восточного микрорайона действительно просили связать его с Ростой комфортабельным транспортом. Кроме того, в другом направлении Восточный микрорайон нужно связывать с областной больницей. Поэтому и родилось предложение запустить новый автобусный маршрут № 30. Предполагается, что он пойдет от Росты до улицы Фрунзе (разворотное кольцо за Мурманским государственным техническим университетом) через улицы Старостина и Радищева. Таким образом, в выигрыше останутся и жители Жилстроя. Автобус № 29 ходит редко и уходит по проспекту Кирова налево, по улице Шмидта, далее направляясь в Восточный микрорайон. Автобус № 30 позволит жителям Жилстроя заезжать в Восточный микрорайон с другой стороны – через проспект Кирова, областную больницу и улицы Радищева и Рогозерскую. Планируется, что автобус пойдет через Восточный микрорайон, далее уйдет на улицы Свердлова и Алексея Хлобыстова, проспект Героев-североморцев, улицу Адмирала флота Лобова, через Росту до завода «Севморпуть». Опять же надо готовить новые остановочные пункты – это, видимо, будет задача города.
– И все же судьба нового маршрута пока окончательно не решена. Когда можно будет с уверенностью говорить, что инициатива воплотится в жизнь?
– Вопрос уже обсуждался на координационном совете, в который входят руководители города и области, областные и городские депутаты. Впереди – обсуждение на городской транспортной комиссии. Кроме того, сейчас разрабатывается комплексная схема организации пассажирских перевозок. Специалисты внимательно проанализируют ситуацию и сделают вывод о том, насколько востребован новый маршрут. Помимо этого еще раз, уже предметно, должны высказаться сами мурманчане. Обращения можно направлять напрямую в «Электротранспорт», в региональный минтранс, городскую администрацию или комитет по развитию городского хозяйства – все так или иначе придет к нам для анализа. Мы получили уже больше двух десятков откликов, причем люди не только оценивают существующие инициативы, но и предлагают что-то свое. В любом случае решение о появлении этого маршрута, как и об изменении существующих, будет приниматься после широкого обсуждения.
Единица пойдет в выходные
– Изменения могут коснуться и существующих автобусных маршрутов. Например, маршрут № 1 от Молодежного проезда может пойти в Росту через проспект Ленина, а не через улицу Шмидта, как сейчас. Чем обусловлена такая инициатива?
– Сегодня по улице Шмидта проходят пять автобусных маршрутов, на которых работают машины большой и средней вместимости, – № 1, 5, 24, 29, 33, а также один троллейбусный – № 4. По улице Полярные Зори идут автобусы № 10, 11 и 27, а также троллейбус № 10. По проспекту Ленина сейчас проходит только маршрут № 18, и тот охватывает проспект не целиком. Поэтому мурманчане справедливо интересовались, почему самый центр города автобусным сообщением обделен. Одновременно с этим активные жители улиц Ломоносова и Зои Космодемьянской многократно обращались к нам по поводу больших интервалов движения автобуса № 1. Действительно, за сутки единица делает максимально 32 рейса. В субботу и воскресенье автобусы по маршруту не ходят. Теперь же предлагается пустить их по новому маршруту, через проспект Ленина в будни с интервалом 18–20 минут. Маршрут будет работать и в выходные. Это не час, два или три, как сегодня. Изменение пути следования еще обсуждается, но уже абсолютно точно известно, что с 1 января автобус № 1 будет ходить в выходные, пока по старому маршруту – через Шмидта.
От «Ждущей» до Октябрьской
– Еще один маршрут, в отношении которого разрабатываются новшества, –
№ 4Т. Сегодня он курсирует от улицы Александра Невского до улицы Нахимова. Его планируют существенно продлить. Как именно?
– Маршрут № 4Т по просьбам мурманчан можно будет пустить в район улицы Аскольдовцев, где вообще нет общественного транспорта. Его конечная остановка будет на улице Саши Ковалева у «Ждущей». Планируется, что обновленный маршрут будет выходить на улицу Инженерную, двигаться по улице Вице-адмирала Николаева, улице Александра Невского, выходить на проспект Героев-североморцев и ехать в Росту, к заводу «Севморпуть», и далее по Нижнеростинскому шоссе – на улицу Карла Либкнехта к улице Октябрьской, через проспект Ленина, улицу Карла Либкнехта и обратно. Вопрос транспортной доступности улицы Аскольдовцев неоднократно поднимался на встречах с городскими депутатами. На этом участке маршрута придется оборудовать места для остановок – нужно будет сделать дорожные карманы для безопасной высадки и посадки пассажиров. Разумеется, пока не будет готова инфраструктура, маршрут пускать нельзя.
– О каких сроках идет речь? Когда планируется перейти от обсуждений к практическому воплощению?
– Ни один маршрут в городе не рождается спонтанно – мы анализируем ситуацию и собираем мнения длительное время. Решения должны быть приняты не позднее 1 марта. Если они будут положительными, то 1 июля автобусы должны будут пойти по новым маршрутам.
Минимальная планка
– Расширение маршрутной сети неразрывно связано с расширением подвижного состава. Когда планируется ближайшее поступление новых автобусов и троллейбусов?
– На прошлой неделе мы получили один новый троллейбус. До конца года осталось получить еще шесть троллейбусов и три автобуса. Семь троллейбусов и 15 автобусов в этом году уже получены. В первом полугодии будущего года в планах приобрести четыре автобуса большой вместимости и семь троллейбусов. Это минимальная планка. Если говорить о ценах, то средняя стоимость обыкновенного троллейбуса – 18 с половиной миллионов рублей, а автобуса – 12 с половиной миллионов рублей. Троллейбус с автономным ходом обходится в 24 миллиона рублей. Существуют федеральные программы, успешное участие в которых может позволить нам приобрести больше техники, чем запланировано изначально.
Беседовала Елена ГРИБОВА.
Фото из архива редакции.
Куда направлять пожелания по транспорту?
АО «Электротранспорт» принимает предложения мурманчан по электронной почте: troll2001@bk.ru. Для оперативной обработки обращений желательно сделать соответствующую пометку в теме письма.