Анатолия Цепкало знают во многих городах нашей необъятной страны. На его счету десятки экспедиций, он автор 30 книг – сборников стихов и прозы, пронизанных духом патриотизма и любви к Родине. Шесть лет назад ветеран Вооруженных сил, спортсмен, член Русского географического общества уже бывал в Мурманске, отсюда начиналось его экстремальное пешее путешествие в Москву. А на этот раз столица Кольского Заполярья стала для путешественника завершением многокилометрового железнодорожного маршрута, который начинался на Дальнем Востоке.
Посвящение героям
Родился Анатолий Александрович в Новороссийске в семье фронтовиков. Окончив школу, ушел в армию, в рядах внутренних войск МВД России (ныне Росгвардия) служил более четверти века – первые шесть лет в Лабытнанги, потом в Воркуте. Там ему и пришла мысль об одиночном переходе протяженностью в две с лишним тысячи километров. Командование идею прапорщика Цепкало поддержало. И в 1987 году с небольшим рюкзаком за плечами он отправился в дальний поход, который посвятил 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. К слову, все свои последующие путешествия он также приурочивал к разным значимым событиям.
Та первая экспедиция продолжалась 47 суток. В Москве отважного прапорщика представители Минобороны СССР принимали как героя. Анатолий Александрович на своем примере показал, как велики человеческие возможности, как важна хорошая физическая подготовка, что любую цель можно достигнуть при сильном желании.
Вскоре путешественник решился еще на одну экспедицию – захотел пройти по местам крупнейших сражений всех фронтов Великой Отечественной войны. В 1989 году он все с тем же небольшим рюкзаком за плечами прошагал от Севастополя до Москвы, так в его путевом дневнике появились записи о посещении восьми фронтовых кордонов. Но из-за развала Советского Союза завершить задуманный поход Анатолий Цепкало смог только много лет спустя.
Правда, все это время заядлый путешественник не сидел на месте, он совершал переходы, велопробеги, сплавы по рекам. В городах, где бывал, всегда встречался с населением, молодежью, рассказывал о героическом прошлом страны, о больших военных мемориалах и малоизвестных памятниках, братских захоронениях и поисковиках-добровольцах.
Суровый и величественный
Второй этап растянувшейся на долгие годы пешей экспедиции по местам сражений стартовал лишь в 2015 году. И как раз из нашего города. Опытному туристу предстояло пройти по местам еще пяти ожесточенных боев времен Великой Отечественной войны, которые вели соединения Карельского, Ленинградского, Волховского, Калининского и Северо-Западного фронтов, и, конечно, побывать в трех городах-героях – Мурманске, Санкт-Петербурге и Москве.
– Кольский край мне сразу запал в душу – суровый такой, величественный, – говорит Анатолий Цепкало. – Впервые я здесь побывал в 1991 году, уже будучи военным пенсионером. Пытался устроиться на службу – семье с тремя дочерьми нужно было помогать. К сожалению, ничего не получилось, пришлось отправиться домой в Новороссийск. Но тяга к экспедициям не пропала, наоборот, разгоралась все сильнее. Не мог я смириться, что толком не познакомился с героическим Кольским Заполярьем, не измерил его шагами, не надышался его воздухом. И вот шесть лет назад в середине июня я вновь приехал в Мурманск, отсюда 17-го числа в 11 часов от железнодорожного вокзала и началась моя экспедиция.
Ее путешественник посвятил 70-летию Великой Победы, 170-летию со дня основания Русского географического общества (РГО), членом которого является уже много лет, а также 9-й годовщине газеты «Новороссийский рабочий», с которой Анатолий Александрович сотрудничает несколько десятков лет.
Была и еще одна примечательная дата, которую не обошел вниманием опытный путешественник – юбилей успешного завершения беспрецедентного лыжного перехода от Байкала до Мурманска. Совершили его семь смельчаков-военнослужащих в 1935 году. Путь длиной почти в 9 тысяч километров они преодолели за 151 день.
Месяц пути
В 2015 году из дождливого Мурманска провожали в дальний поход Анатолия Александровича несколько десятков человек, среди которых были представители Мурманского областного отделения РГО и военнослужащие Мурманского морского отряда Войск национальной гвардии России. Именно при их поддержке был составлен пеший маршрут Мурманск – Москва для ветерана Вооруженных сил.
Кольский полуостров Анатолий Александрович тогда пересек довольно быстро, дней за десять. В сутки он проходил по 40–50 километров. С собой, кроме скромной провизии и базового набора необходимых для туриста вещей, он до сих пор ничего не берет, путешествует налегке, даже без палатки. Ночевал путешественник в разных местах – когда в заброшенных военных частях, когда в бюджетных хостелах, а порой с ночлегом помогали добрые люди.
На подходе к Карелии Анатолию Цепкало пришлось задуматься о покупке велосипеда. Республика славится большим количеством медведей, продолжать путь пешком было опасно. По счастливой случайности, разговорившись с жительницей одной деревушки, путешественнику удалось купить подержанный двухколесный транспорт и продолжить свой спортивно-патриотический тур до северной столицы. Отдохнув там пару дней, встретившись с представителями местного отделения РГО и прессой, он взял курс на Москву. Во второй половине июля 2015 года очередная экспедиция успешно завершилась.
Той же осенью Анатолий Цепкало совершил еще одно путешествие – проехал на велосипеде от Брестской крепости до Москвы. После чего написал две книги – одну про свою мурманскую дистанцию, вторую про белорусскую.
Под стук колес
Идея совершить путешествие с Дальнего Востока до Мурманска по железной дороге у Анатолия Цепкало появилась несколько лет назад. Родилась она не случайно.
– В этом году исполнилось 50 лет, как я принимал участие во всесоюзной комсомольской ударной стройке – строительстве железной дороги на Кавказе, соединившей Краснодар, Горячий Ключ и Туапсе, – рассказывает Анатолий Александрович. – Отметить это событие я решил по-своему, отправился со старшим внуком, 15-летним Богданом, туда, где полвека назад с товарищами прокладывал путь для поездов. Решили с ним посмотреть и сфотографировать, как изменились те места. А изменились они кардинально – обросли домами, гостиницами, станциями. Нам же в молодости приходилось ночевать на Кавказском хребте в палатках.
И на этом путешественник не остановился. Собрался исследовать другую важнейшую транспортную артерию – Байкало-Амурскую магистраль. 10 сентября он взял билет на поезд, упаковал десятки книг, переданных представителями РГО для музеев и ветеранских организаций, взял несколько своих сборников и отправился в путь. В Тынде, столице Байкало-Амурской магистрали, он передал все подарки, но домой не повернул. Душа путешественника требовала новых открытий, впечатлений и встреч.
За свой счет
Анатолий Цепкало побывал в разных населенных пунктах Дальнего Востока и даже в Якутию заглянул – где-то останавливался на пару часов, где-то на пару суток. И всегда старался находить возможность поговорить с местными жителями, вести дневник, фотографировать, снимать видео.
– Какая же красивая у нас страна! Какие вокзалы! А как поезда-то изменились, – заметил Анатолий Александрович. – Вагоны новенькие, чистые, даже душевые комнаты в некоторых есть. Одно удовольствие путешествовать. Хотя, признаюсь, спать под стук колес порядком надоело.
Продлился этот железнодорожный вояж 37 дней, финальным его пунктом стал Мурманск, куда путешественник прибыл 17 октября. Здесь Анатолий Цепкало навестил своих друзей из регионального отделения РГО и Росгвардии.
На память об этой встрече путешественнику передали сувениры от «Атомфлота», а коллектив Мурманского морского отряда Войск национальной гвардии России подарил ему две тельняшки и продуктовый набор. Последний оказался весьма кстати. Почти все накопленные на железнодорожное путешествие деньги, 70 тысяч рублей, военный пенсионер потратил на билеты, покупку еды и оплату хостелов – из Мурманска он отправлялся лишь с тысячей рублей в кармане.
– Не жалею ни об одной потраченной копейке, – подытожил Анатолий Цепкало. – Я искренне верю, что мои экспедиции приносят пользу обществу, воспитывают патриотизм, укрепляют силу воли, гордость за наше прошлое и веру в наше будущее.
По возвращении в Новороссийск путешественник планирует издать очередную книгу, опять-таки за свой счет. В ней он подробно расскажет о своей поездке из одного края страны в другой. А два новых стихотворения, посвященные Мурманску, точно войдут в следующий поэтический сборник – очень дорог стал Кольский Север заслуженному путешественнику России.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото автора.