28 октября во всех кинотеатрах страны состоялась премьера драмы «Купе № 6». Картина финского режиссера Юхо Куосманена стала призером Каннского фестиваля. Фильм снят при поддержке России, Германии и Эстонии и, обласканный кинокритиками, номинирован на «Оскар» от Финляндии как лучший фильм на иностранном языке. Несколько сцен «Купе № 6» снимали в Мурманске. Корреспондент «Вечерки» встретилась с участницей съемок. Всего за два года она прошла большой путь в кинопроизводстве – сначала играла в эпизодических ролях в массовых сценах, а потом стала снимать собственные фильмы.
Творческий путь начался с поминок
Кинокарьера Екатерины Мавлютовой, сотрудницы Мурманской областной научной библиотеки, началась в 2019 году, когда она из любопытства забежала после работы на кастинг и попала в массовку. Выпускник ВГИКа Владислав Рытков снял в Мурманске несколько сцен для своей дипломной работы «Лыба».
– Съемка проходила в столовой технического университета, – рассказывает Екатерина. – Всю массовку рассадили на лавочки, а меня выбрали, можно сказать, последней. Я очень нервничала, мне казалось, что раз всех уже посадили за столы, мне не хватит места. В итоге меня посадили далеко от главного героя, на отшибе, но я могла видеть, что происходит.
Этот короткометражный фильм основан на реальных событиях из рассказа 15-летней школьницы, одноклассник которой покончил с собой.
– Снимали долго, это была сцена поминок, – продолжает актриса. – В какой-то момент я заплакала, потому что мне стало жалко главного героя – молодого человека, который по сюжету умер. Съемочная команда увидела мои слезы и отдельно сняла меня.
Когда массовка начала расходиться, к Екатерине подошла помощница режиссера и предложила ей роль уборщицы. Сначала девушка засомневалась, но потом согласилась.
– Почему нет, решила я, ведь это кино, и здесь я могу быть кем угодно. Так началась моя кинокарьера, – улыбается она.
О Катином дебюте в качестве актрисы узнали на работе и поинтересовались, может ли девушка придумать что-то «киношное» для родной библиотеки.
– А я ляпнула, что могу снимать видеоролики, хотя тогда я не умела, но, побывав на киноплощадке и увидев работу режиссера, подумала, что смогу, – вспоминает начинающий режиссер. – Задача была создать проект, связанный с книгами. И вот уже два года я веду «Бук Челлендж». Это серия видеороликов, в которых читатель рассказывает о своей любимой книге.
Кому и зачем это нужно
Участие в массовках позволяет не только узнать кинопроцесс изнутри и, возможно, остаться в хронике, но и обрести новых друзей. К тому же работа на съемках, пусть и не всегда, но оплачивается. Да, суммы небольшие – до тысячи рублей.
– В массовку берут всех, – уверяет Екатерина. – Артисты мурманских театров для приезжих режиссеров в приоритете, их и приглашают в первую очередь. А вот на съемки массовых сцен артистов не загнать. Поэтому приглашают всех. Иногда режиссеры, когда ищут определенный типаж, могут дать роль человеку, имеющему опыт в массовке.
– Перед съемками актеры подписывают соглашения, которые ограничивают даже то, какие фотографии и когда участники процесса могут выкладывать в Интернет, – объясняет Катя. – Я считаю, это правильно, чтобы не создавать спойлеры (преждевременно раскрытая информация о сюжете или концовке художественного произведения, портящая впечатление. – Прим. авт.). Как правило, за такие действия грозит штраф, сумма которого зависит от условий договора. Например, я работала на съемочной площадке фильма «Год рождения» (режиссер Михаил Местецкий), и когда подобные случаи стали учащаться, договор переделали и штраф возрос до 50 тысяч рублей.
– Я думаю, что актеров на площадке лучше не трогать, не приставать с просьбами сфотографироваться и дать автограф, – уверена Екатерина Мавлютова. – Когда я работаю режиссером или бригадиром массовки, то обычно говорю ребятам: «Давайте не будем никого отвлекать». Актер настраивается на сцену, а все эти телефоны, они мешают. Я стараюсь на площадке пользоваться телефоном по минимуму, особенно когда фильм исторический.
Цветы от режиссера
Финский режиссер Юхо Куосманен выбрал для съемок в Мурманске железнодорожный вокзал. Рабочая смена началась в половине восьмого утра и закончилась в 16 часов.
– Это было 8 марта. Моя семья немножко удивилась, когда я сказала, что пойду на съемочную площадку в праздник, – рассказывает Екатерина. – Помню, было очень холодно. На мне были мои шуба, сапоги, шапка, была своя сумка, и не знаю, как так получилось, но режиссер утвердил всю мою одежду, и в первом эпизоде я была в том, в чем пришла. Затем меня стали переодевать, и в каждом эпизоде из-за одежды я становилась все больше и больше. В массовке мы все играли роли прохожих и пассажиров автобуса. Я была занята в четырех эпизодах, в нескольких из них я шла либо за главной героиней, либо перед ней. Так что есть шанс, что на большом экране в кинотеатре мелькнет и мое лицо.
Несмотря на пронизывающий холод, работа в этом фильме оставила теплые воспоминания.
– Мне очень понравилось, как съемочная команда «Купе
№ 6» относилась к актерам массовки. Я была на разных площадках и наблюдала разное отношение, а тут было все настолько дружелюбно и радостно и общаться со всеми приятно, – делится Катя. – А в конце съемочного дня всем женщинам подарили цветы.
Не оставили и без обеда
– Кормили на съемочной площадке очень вкусно. Первое, второе, салат, компот. Обычно на съемочных площадках кормят один раз и плотно, потому что рассиживаться некогда, мы же пришли работать. На обед дается час или полчаса. Если что-то не смог съесть сразу, можешь завернуть и подкрепиться позже по возможности.
Расспрашивая Екатерину Мавлютову о съемках «Купе № 6», я не могла не упомянуть ее участие в еще одном крупном проекте, работа над которым шла в Мурманске и области этим летом.
– На площадке телесериала «Баренцево море» я была бригадиром массовки и помогала набирать актеров. Меня попросили стать дублером Екатерины Вилковой, я согласилась. А потом режиссер Олег Фомин утвердил меня на роль наводчицы, – продолжает мурманчанка. – Добраться до локации было сложнее, чем выучить текст, потому что мы снимали высоко на сопке, и в тот съемочный день было жарко. Также было сложно психологически, наверное, потому что я принимаю все близко к сердцу. Стоя в военной форме на сопке, я почувствовала, будто война началась, такие эмоции охватили! Мне нужно было представить, что я вижу в небе боевые самолеты, и доложить об этом. Я настолько во все поверила, что мне стало страшно. Но, услышав «Стоп, снято!», я расслабилась и снова могла улыбаться.
А потом – фильм с котом
Мурманскую область ждет большое кинематографическое будущее, а значит, сейчас самое время для саморазвития в этой индустрии. Северянам очень нравится сниматься в кино, а некоторые делают его сами, как и наша героиня.
– В прошлом году я увидела, что идет набор на курсы в киношколу «Печенгафильм», которая работала в Никеле. Мы учились два дня в неделю четыре с половиной месяца, на протяжении которых случайные люди постепенно уходили с занятий.
К концу учебы из курсантов выбрали трех лучших, которые получили возможность снять фильм по своему сценарию.
В их числе оказалась Екатерина Мавлютова. Она сняла короткометражный фильм «Кот пойдет со мной», основанный на реальной истории.
– О детдомовском мальчике и коте я услышала весной. Так как это кино, кое-что пришлось выдумывать, чтобы зрителю было интересно смотреть, – признается режиссер. – Мальчик находится в детском доме, а кот – на передержке. Когда ребенок вырастет, он встретится со своим любимцем.
Картина «Кот пойдет со мной» была отмечена на международном фестивале экологического и социального кино «Северный характер: green screen» как лучший игровой художественный фильм. Успех!
Кино – это сложно
Многие люди, впервые попавшие на киноплощадку в качестве актеров массовки, не понимают, какой это труд. Поэтому Екатерина советует всем желающим сняться в кино оценивать свои силы заранее. Несмотря на все сложности кинопроизводства, Катя по-настоящему любит это дело. Родные и близкие поддерживают ее идеи и начинания.
– Когда ты уезжаешь на съемки на четыре дня, не каждый муж отпустит. А мой супруг еще и монтирует некоторые мои фильмы, – признается режиссер. – За меня радуются мои близкие, и это дорогого стоит.
Констанция БОГУСЛАВСКАЯ.
Фото Руслана ТУЛУПОВА
и из личного архива Екатерины МАВЛЮТОВОЙ.