Мурманчане каждый год с нетерпением ждут морозов, чтобы бесплатно кататься на коньках на пришкольных стадионах.
Сезон массовых катаний в Мурманске начался еще 9 октября в Ледовом дворце спорта. Атмосфера там, конечно, совсем не та, что на свежем воздухе, зато качество льда всегда на высоте, потому что после каждого сеанса его шлифует специальная машина – ледовый комбайн.
Почему же образовательные учреждения Мурманска не пользуются специальной техникой для заливки льда, а справляются подручными средствами?
За ответами «Вечерний Мурманск» обратился в городские комитет по физической культуре и спорту и комитет по образованию.
В первом ответили, что в Мурманске есть две машины для заливки открытых катков. Их использует ДЮСШ № 6 для подготовки льда на «Юности» (улица Героев Рыбачьего, 8а) и «Льдинке» (улица Беринга, 14а), где зимой на открытом воздухе почти каждый день тренируются хоккеисты и фигуристы. Но перемещаться по городу заливочные машины не могут из-за конструктивных особенностей, поэтому школам они ничем не помогут.
– Мурманские пришкольные катки уже десять лет заливаются и обслуживаются образовательными учреждениями самостоятельно, – ответили в отделе содержания и текущего ремонта образовательных учреждений комитета по образованию администрации Мурманска. – Когда необходимо, их чистят от снега и исправляют дефекты льда вручную. Комитет по образованию рассматривал вопрос закупки машины для заливки льда, но оказалось, что не у всех образовательных учреждений есть дорога к корту, по которой могла бы проехать техника, доставляющая машину для заливки льда.
Сложность в том, что ледовый комбайн не может самостоятельно передвигаться по городу. Его необходимо перевозить на транспортном средстве наподобие эвакуатора, заполнять резервуар водой перед началом работы, «высаживать» на лед, а потом загружать и везти обратно. Это долго и дорого, поэтому все пришкольные катки и даже хоккейный корт спорткомплекса «Авангард» (улица Лобова, 51) всегда заливались и шлифовались вручную –с помощью шлангов, особых швабр и других приспособлений.
Вот как несколько лет назад описывал процесс подготовки льда на очень востребованном катке «Авангарда» начальник отдела эксплуатации его спортивных сооружений Малик Галеев.
– Дожидаемся первых заморозков и небольшого снежного покрова, потом приходит машина, которая выравнивает и уплотняет снеговую подушку, – рассказывал Малик Кашафович. – После заливаем ее холодной водой и ждем, когда на морозе схватится ледяная корка. Потом из пожарного рукава заливаем все неровности. Последний этап – наращиваем и шлифуем покрытие, проливая его водой более высокой температуры. Несколько раз в неделю шлифуем поверхность с помощью воды и специальной волокуши.
При подготовке пришкольных катков утрамбовывать и выравнивать слой снега удавалось без спецтехники. Если появится машина для заливки, эту работу придется по-прежнему выполнять вручную, как и создание основного слоя льда, потому что ледовый комбайн предназначен только для выравнивания поверхности. То есть спецтехника может упростить лишь обслуживание уже готового ледового поля, а на его создание комитет по образованию будет выделять школам деньги, как и раньше. Стоит ли покупать новые машины для заливки и возиться с ними?
Пожалуй, больше всех эти агрегаты нужны в ДЮСШ № 6, заливочные машины которой давно нуждаются в замене.
Адреса пришкольных катков Мурманска:
- школа № 1 (улица Буркова, 31);
- школа № 16 (улица Лесная, 29);
- школа № 20 (улица Баумана, 40);
- школа № 21 (улица Крупской, 26);
- школа № 26 (улица Павлика Морозова, 3а);
- школа № 28 (улица Чехова, 11);
- школа № 31 (улица Героев Рыбачьего, 58);
- школа № 37 (проспект Кирова, 36/27);
- школа № 41 (проспект Героев-североморцев, 76/3);
- школа № 44 (улица Миронова, 5);
- школа № 49 (улица Скальная, 12);
- школа № 57 (улица Сафонова, 11);
- гимназия № 7 (улица Олега Кошевого, 12а);
- Мурманский международный лицей (Ледокольный проезд, 23).
Павел СТЕПАНЕНКО
Фото автора и из архива редакции