Кто-то скажет, что наш город мал и сер, на дорогах ямы, а на узкие тротуары падает то штукатурка, то сосульки. Но мой город выше обыденности. Мурманск помнит, сколько труда вложено в каждую его улочку. Он доверяет сильным и презирает подлецов. Однажды он входит в твое сердце и остается там навсегда. Не важно, куда тебя забросит жизнь, твоя душа всегда засыпает и просыпается в Мурманске. Этими прекрасными словами завершила свой новый фильм о Мурманске Светлана Бокова, режиссер студии документальных фильмов «Рек.А».
Спасли историю
В третьем фильме этой студии, посвященном истории нашего города, нет ни одного сюжета, который использовался в предыдущих работах, поэтому двухчасовую ленту интересно смотреть даже повидавшим многое краеведам. Уникальные, чудом спасенные кадры советской эпохи, мастерски переплетенные с откровенными интервью, удерживают внимание до самого конца, как увлекательный приключенческий фильм.
Из-за ограничений, вызванных пандемией коронавируса, на премьеру картины «Город и годы», состоявшуюся в кинотеатре «Мурманск», не продавали билеты. Посмотреть фильм на большом экране смогли только его герои и их родственники, представители организаций-партнеров, ветераны войны и труда и почетные граждане города-юбиляра, которые удостоились чести увидеть фильм первыми.
– Материал собирался более десяти лет, а непосредственно над самим проектом мы работали два года и первоначальную почти четырехчасовую версию сократили в два раза, хотя и дорожили каждым кадром, – рассказала автор сценария и режиссер Светлана Бокова. – Пришлось изобрести приспособление, которое позволяло просматривать километры старой пленки, чтобы она не рвалась на склейках и не горела в обычном киноаппарате. Фрагменты, которые удалось спасти и оцифровать, приходилось реставрировать покадрово, чтобы показать ценные моменты любительской съемки из архивов мурманчан и клуба кинолюбителей.
За то, как будет выглядеть картинка на экране, отвечал Валерий Гавель – оператор и режиссер монтажа. А многочисленные факты, озвученные в фильме, проверял Дмитрий Жалнин, кандидат исторических наук, руководитель Мурманского исторического общества, хранитель фондов Военно-морского музея Северного флота.
Существенную финансовую поддержку студии оказали «Мурманский морской торговый порт» и «Атомфлот», но главными спонсорами были администрация Мурманска и городской Совет депутатов. Их руководители стали героями фильма и, конечно, пришли на его премьеру.
– Результат работы Светланы Боковой и ее команды – это всегда произведение искусства, а премьера – значимое событие в жизни региона! – отметил заместитель председателя Совета депутатов города Мурманска Андрей Сысоев. – Документальное кино, с моей точки зрения, – самый сложный его вид, потому что невозможно сделать дубль или что-то переиначить. Но студия «Рек.А» всегда мастерски справляется с поставленной задачей.
– Премьера фильма «Город и годы» – последнее праздничное мероприятие, посвященное 105-летию Мурманска, – взял слово депутат Мурманской областной Думы Михаил Белошеев. – И очередное доказательство того, что мурманчане любят и умеют трудиться, дружить и держать слово. А еще северян объединяет огромный интерес к истории, которую можно учить по фильмам студии «Рек.А», сделанным профессионально и с любовью к своему городу и краю.
Ни храма, ни «Нового Мурманска»
Пересказывать весь фильм нужды нет, ведь наверняка скоро он будет выпущен на компакт-дисках, которые смогут купить в сувенирных лавках все, кто не успел посмотреть видео в Интернете в течение суток после премьеры. Но уже сейчас хочется рассказать о самых интересных моментах.
Незыблемым для большинства мурманчан до сих пор был тот факт, что храм, который должен был появиться на месте Дворца культуры имени С. М. Кирова, собирались назвать в честь святого Николая. Оказалось, что на оборотной стороне таблички, прибитой к кресту на месте закладки церкви, есть чуть более ранняя запись, которая говорит о том, что сначала храму планировали дать имя святого Алексея, в честь цесаревича Алексея Романова. Табличка, исписанная с двух сторон разными граверами, хранится в краеведческом музее.
В 20-е годы в Мурманске насчитывалось 50 рубленых изб, 20 норвежских домов, портовые бараки и десятки недвижимых обитаемых железнодорожных вагонов, которые обросли пристройками, выгребными ямами и прочими неприглядными атрибутами. При этом большая часть города уже была обеспечена электричеством, что для муниципалитетов России того времени было редкостью.
Когда население города достигло 18 тысяч, был объявлен конкурс проектов «Нового Мурманска», города-мечты, рассчитанного на 50 тысяч рыбаков. В нем на человека приходилось семь квадратных метров жилплощади. Но суммы в смете оказались настолько огромными, что проект сразу похоронили. На месте нынешнего Жилстроя началось строительство деревянных бараков.
Благодаря разнообразию фауны Кольского залива мурманчане не умирали от голода в военное и послевоенное время. В конце 50-х прилавки ломились от всевозможных рыбных деликатесов и консервов, однако не у всех хватало денег на красную рыбу и черную икру. Небогатых горожан выручали моряки, возвращавшиеся из рейса с тушками глупышей – доверчивых птиц, очень похожих на чаек.
От «деревяшек» – к высоткам
В конце 60-х Мурманск был городом контрастов по части градостроительства и развития инфраструктуры. Например, от железнодорожного вокзала до Пяти Углов можно было пройти только по деревянным настилам, лежащим в грязи среди луж. А последние семьи, живущие в вагонах, переселились в дома только в 1957 году. В то же время был построен драматический театр, куда мурманчане приходили задолго до начала спектакля полюбоваться псевдовитражами, мозаиками и величественным плафоном зрительного зала. На выходе из храма Мельпомены любителей культурного отдыха поджидал густой запах помойки и отхожих мест Рыбацкого переулка (ныне – Театральный бульвар), который жил по-деревенски в худшем смысле этого слова.
На другом конце проспекта вскоре суждено было появиться памятнику Анатолию Бредову. Немногие знают историю его возникновения. Ее в 2008 году поведал ныне покойный Михаил Иванович Каргин, бывший в 50-х годах курсантом Мурманского высшего мореходного училища. Накануне Дня Победы группа курсантов была на военном кладбище, где их до слез тронул рассказ отца Анатолия над могилой 20-летнего героя. Ровесники павшего бойца собрали все свои сбережения и обратились в Октябрьский райком с предложением об установке памятника. Скульпторам удалось согласовать макет памятника только со второго раза. Первый эскиз курсанты забраковали как недостаточно выразительный.
Культурная жизнь в Мурманске была удивительно богатой. На различных мероприятиях регулярно выступали 20 духовых оркестров и еще большее число хоров, а небольшие ансамбли устраивали камерные концерты в кафе «Юность», потому что во Дворце культуры им. С. М. Кирова сцена всегда была занята. На главных городских праздниках выступали звезды эстрады первой величины.
В 1965 году Дню Победы вернули статус государственного праздника, по проспекту Ленина прошел военный парад, который не проводили многие годы. Также по главной улице проходило и шествие, открывающее Праздник Севера. По зрелищности оно было похоже на бразильский карнавал. Кстати, по-настоящему масштабными соревнования Праздника Севера стали только после открытия строившейся 15 лет гостиницы «Арктика», где смогли разместиться многочисленные спортсмены из других регионов. Там же стал работать ресторан по типу шведского стола одним из первых в СССР.
Когда в Мурманске разрешили возводить жилые дома выше пяти этажей, строить их начали много, быстро и однообразно, но не без творческого подхода. В Мурманске впервые в СССР стали использовать суперграфику на фасадах «панелек». Это те коричнево-желтые и сине-зеленые орнаменты, которые до сих пор украшают девятиэтажки в Первомайском округе. Еще более новаторской идеей было создание глазури на торцах самого длинного дома на улице Беринга. Для изготовления плит с рисунком построили отдельный цех, из которого специалисты не выходили сутками, экспериментируя с различными красящими веществами.
В то время как по всему городу росли с невероятной скоростью дома 464-й серии, на месте нынешней площади Пять Углов стояли неказистые «деревяшки», которые разобрали только в середине 70-х годов.
Город на зависть
В 1984 году в Мурманск прибыла огромная делегация нефтяников для разведки месторождений на шельфе заполярных морей. Одним из мастеров по добыче был Андрей Сысоев. Вскоре он стал участником добычи первой тонны нефти на острове Колгуев. Немногим позже молодой специалист возглавил группу, которая определяла перспективность разработки тех или иных месторождений. Через несколько лет, когда стало совершенно ясно, что запасы нефти в Арктике огромны, население Мурманска увеличилось на 30–40 тысяч благодаря приехавшим вместе с семьями нефтяникам. Город стал преображаться, соответствуя новым запросам времени и высококвалифицированных специалистов. Владимир Ильич Горячкин, председатель Мурманского горисполкома с 1984 по 1989 год, вспомнил, общаясь со Светланой Боковой, как директор «Горэлектросети» Равиль Якушкин уговорил его повесить над проспектом Ленина гирлянды, похожие на те, что очаровали электрика во время поездки в Париж. Люди просто визжали от восторга! А Генеральный консул Кубы после экскурсии по Мурманску сказал, что дипломаты из других стран будут морально раздавлены, посетив Мурманск, ведь такого города за Полярным кругом никогда не построит ни одна страна мира!
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО.