На федеральном уровне активно обсуждается тема очередной масштабной реформы жилищно-коммунального комплекса.
Без перестройки нам нельзя
Впервые об этом заговорили в августе текущего года, когда министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин на форуме «Среда для жизни: город и вода» заявил о значительном износе коммунальных сетей в России.
«Мы ищем новые механизмы, которые требуют изменения нормативной базы», – подчеркнул Файзуллин.
Месяцем позже, в сентябре этого года, вице-премьер Марат Хуснуллин анонсировал перестройку сферы ЖКХ.
«Это отрасль, без перестройки которой нам невозможно будет достигнуть показателей национального проекта «Жилье и городская среда» в один миллиард квадратных метров нового жилья и повышения качества городской среды», – отметил он.
По словам Хуснуллина, концепция перестройки ЖКХ будет подготовлена до конца этого года, а утвердить ее планируется в первом квартале следующего.
После этого в рядах экспертного сообщества развернулась острая дискуссия по поводу предстоящих изменений. Высказывались самые разные предположения о грядущих изменениях. В итоге эксперты пока так и не пришли к общему знаменателю. Дело в том, в разных регионах страны жилищно-коммунальная сфера устроена по-разному. Например, те вопросы, которые волнуют жителей Мурманской области, будут совершенно неактуальны в Москве или Ижевске. И наоборот. Хотя общие проблемы для всех регионов все же есть.
За чей счет?
Ни для кого не секрет: коммунальные сети ветшают, а их замена идет крайне медленными темпами. Причем, можно сказать, что в Мурманской области в этом отношении дела обстоят лучше, чем в других регионах. Хотя и у нас крупные аварии на сетях случаются чуть ли не каждый день.
В целом по стране, по словам вице-премьера Марата Хуснуллина, на модернизацию изношенных на 60 и более процентов водопроводов и теплосетей требуется более триллиона рублей, а сейчас на это выделяется только пять–десять миллиардов. То есть менее одного процента от необходимого.
Сложность здесь даже не в том, где взять необходимые средства. Деньги, скорее всего, найдутся. И, по самой свежей информации, взять их планируют в том числе и у населения – при помощи очередного повышения тарифов.
Как сообщают в СМИ, вице-премьер Марат Хуснуллин уже поручил профильным ведомствам проработать этот вопрос. Причем, по утверждениям экспертов, речь идет о доведении тарифов до экономически обоснованных, то есть их рост сможет превышать инфляцию в случае модернизации инфраструктуры ЖКХ.
Вторая проблема заключается в том, чтобы деньги действительно пошли на ремонт коммуникаций, а не растворились в «бездонных карманах» коммунальных предприятий.
В Мурманской области те же теплоэнергетики на протяжении последних десятилетий постоянно получают субсидии из областного бюджета. И что? Аварии на сетях случаются с пугающей регулярностью.
Уже сейчас можно предположить, что именно вопросу ремонта сетей в грядущей реформе будет выделена главенствующая роль. Так как чрезмерный износ в данном случае чреват не только серьезными авариями, но и техногенными катастрофами. К тому же и представители правительства РФ в своих выступлениях в СМИ о перенастройке ЖКХ обязательно упоминают про сети. Это хорошая новость. Плохая – в том, что ремонт коммуникаций будет проводиться за счет средств населения.
Тарифы
И это сразу наталкивает на вторую проблему в ЖКХ, которую, по мнению экспертов, должна решить реформа, – это тарифное образование в жилищно-коммунальной сфере.
О том, что вопрос тарифов в ЖКХ является одним из самых сложных и закрытых, «Вечерний Мурманск» писал неоднократно. Для нашей области эта тема является самой насущной, гораздо более острой, чем для любого другого региона страны. Особенно в части теплоснабжения.
К примеру, большинство жителей региона и по сей день не знают, как формируются тарифы на тепло, почему они намного выше, чем в других регионах, почему в разных муниципалитетах (да даже в соседних домах) они могут сильно отличаться? Есть только некие общие данные. Например, нам постоянно говорят о ценах на мазут и мазутной зависимости. Но тогда сразу возникает другой вопрос: этой проблеме уже несколько десятилетий, почему до сих пор ничего не было сделано для ее решения? И почему в регионе с самым длительным отопительным периодом и с избыточной и дешевой электрогенерацией до сих пор не было предпринято попыток масштабного перевода жилфонда на обогрев от других теплоносителей? Ну и так далее.
Таким образом, для Мурманской области в целом и города Мурманска в частности тарифное образование в большей степени подразумевает проблему реорганизации системы теплоснабжения и перевод ТЭЦ на более экономичные виды топлива.
Будет ли этот вопрос решен в рамках планируемой перенастройки ЖКХ? Вряд ли. Хотя для Мурманской области именно он является ключевым в сфере ЖКХ. Но, как уже говорилось выше, во всех регионах жилищно-коммунальный комплекс устроен по-разному. Проблемы Мурманска другим регионам непонятны. Можно, конечно, понадеяться на то, что представители региона в Государственной Думе и Совете Федерации, а также правительство Мурманской области смогут пролоббировать данную тему в правительстве РФ. Чтобы ее решили хотя бы в рамках грядущей перенастройки ЖКХ. Но шансов на положительное решение немного.
Потребительское отношение
Еще одно предложение от экспертов – передача полномочий по управлению жилыми домами муниципалитетам. Чтобы объяснить, что это зачем нужно, придется зайти издалека.
Не раз доводилось слышать рассуждения о том, почему за рубежом в ЖКХ полный ажур, а у нас… Причины назывались разные: от воровства до обычной российской расхлябанности. Но на самом деле одна из основных причин в том, что за границей граждане являются заказчиками жилищно-коммунальных услуг, а у нас – потребителями.
Не видите разницы? Объясним на примере. С 1 марта 2021 года в России вступили в силу новые санитарные правила и нормы, в которых в том числе было требование о ежедневном мытье подъездов в многоквартирных жилых домах. Многие мурманчане этому новшеству обрадовались: «Раз УК теперь обязаны, пусть моют каждый день!». А ведь это чисто потребительское отношение. Потому что первый же вопрос, который задал бы заказчик по поводу новой услуги: «А сколько это будет стоить?».
Пример очень показательный!
За рубежом люди платят только за те услуги, которые им нужны и оказаны, а у нас часто – и за те, которые нужны, и за те, которые не нужны, и за те, которые навязаны. К примеру, почему жильцы первых этажей должны платить за содержание лифта?
За более чем 20 лет реформы ЖКХ жители так и не стали ни заказчиками жилищно-коммунальных услуг, ни настоящими собственниками общего имущества многоквартирных жилых домов. Они по-прежнему всего лишь потребители.
Именно поэтому некоторые эксперты в ЖКХ полагают, что муниципальные власти должны получить больше прав во взаимоотношениях с управляющими компаниями. Возможно, именно муниципалитеты станут заказчиками услуг «управляшек».
Насколько это возможно? По сути, такое решение будет противоречить всем предыдущим десятилетиям реформирования ЖКХ, в ходе которого местные власти максимально отодвигали от этой сферы.
В любом случае ждать осталось недолго: о содержании грядущей реформы скоро станет известно более подробно. Хотелось бы верить, что нас ждут действительно серьезные перемены, а вся эта шумиха не выльется в очередные новые поборы за «коммуналку» и какие-то дополнительные работы по ремонту сетей.
Большинство жителей региона и по сей день не знают, как формируются тарифы на тепло, почему они намного выше, чем в других регионах, почему в разных муниципалитетах (да даже в соседних домах) они могут сильно отличаться? Есть только некие общие данные. За рубежом люди платят только за те услуги, которые им нужны и оказаны, а у нас часто – и за те, которые нужны, и за те, которые не нужны, и за те, которые навязаны. К примеру, почему жильцы первых этажей должны платить за содержание лифта?
Дмитрий ВАРЗУГИН
Фото из открытых Интернет-источников