Летом на Кольский полуостров вновь потянулись туристы. Но если одни гости приезжают к нам, чтобы полюбоваться уникальной природой, увидеть достопримечательности и попробовать местную кухню, то другим Крайний Север интересен с научной точки зрения. Недавно в Кольском Заполярье работала группа исследователей, которые решили оценить, как наша уязвимая природа реагирует на различные загрязнения, провести анализ городских почв и изучить состав пыли.
Внимание к недрам
– На Кольском полуострове мы работаем по нескольким масштабным проектам, которые реализуются в Мурманске и Апатитах, – рассказал доцент департамента ландшафтного проектирования и устойчивых экосистем Российского университета дружбы народов (РУДН), старший научный сотрудник центра «Смарт-технологий и устойчивого развития городской среды в условиях глобальных изменений» Вячеслав Васенев. – Один из этих проектов касается экологических функций городских почв. Во-первых, мы изучаем их, чтобы понять, как на них растут те или иные растения. Во-вторых, определяем, какое негативное воздействие при условии потенциального загрязнения они оказывают на окружающую среду. Ведь помимо плодородия почва выполняет множество функций, в частности, она связана с аккумуляцией углерода, который влияет на климат. Речь идет о том самом парниковом эффекте, о котором нам всем известно со школы. Почва – важный биогенный источник углерода, и чем менее устойчивы его запасы, тем сильнее происходит выделение этого газа в атмосферу.
Другой проект направлен на изучение городских почвенных конструкций. В течение нескольких дней ученые ездили по разным уголкам Мурманска и с помощью бура отбирали образцы. Правда, из-за особенностей нашего рельефа добраться до запланированной глубины в один метр удалось лишь в нескольких точках, ручной бур то и дело упирался в скальную породу. Но все-таки два с половиной десятка почвенных образцов были отправлены на изучение.
– Городские почвы формируются под воздействием разных факторов. Судя по тому, что мы увидели в Мурманске, здесь при озеленении используют верховой, или смешанный, торф, – продолжает Вячеслав Васенев. – Теперь нам предстоит оценить такие почвы по разным параметрам, понять, как они функционируют с точки зрения эмиссии углекислого газа, сколько в них обитает микроорганизмов, насколько они плодородны и устойчивы.
Почвенные конструкции, собранные по науке, как многослойный торт, из непосредственно почвы, песка, отходов горнодобывающей промышленности и прочего, могут усилить плодородие, повысить уровень фильтрации воды, да и просто сделать городские газоны более устойчивыми к негативному воздействию. Моделируют, воссоздают разные почвенные конструкции ученые из Полярно-Альпийского ботанического сада-института.
Аналогичное изучение почв ведется и в более южных городах – Москве, Курске, Пущино, Ростове-на-Дону. Это позволит получать уникальные сведения о процессах почвообразования и функционировании почвенных конструкций в различных климатических условиях.
Невидимая угроза
Еще одно направление работы ученых связано с пылевым загрязнением. Со дня на день в трех местах Мурманска установят специальные приборы, которые позволят проанализировать уровень пыли в воздухе и выяснить, сколько условно-патогенных микроорганизмов в ней обитает.
– В прошлом году мы уже брали пробы пыли в столице Кольского Заполярья, – говорит заместитель директора по научной работе Аграрно-технологического института РУДН, научный сотрудник центра «Смарт-технологий и устойчивого развития городской среды в условиях глобальных изменений», старший научный сотрудник Института проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра Российской академии наук (КНЦ РАН) Мария Корнейкова. – Но тогда мы эту пыль сметали с поверхности дорог и смывали с листьев деревьев. С трех деревьев, росших во дворе жилой застройки, в рекреационной зоне с большим количеством зелени и в районе загруженной транспортом автодороги мы собрали по 250 листьев. Затем их отправили коллегам в город Пущино в Институт микробиологии на анализ, химический состав изучали в Кольском научном центре Российской академии наук. Такому же комплексному анализу подверглась и пыль, собранная с дорог. Эти образцы также брали с трех территорий – городского парка, дворовой территории и у оживленной городской магистрали.
Аналогичные исследования, кстати, проводились в Москве и Риме. И по предварительным результатам, если сравнивать два российских города, в целом численность патогенных микроорганизмов в Москве оказалась выше, чем в Мурманске. Но вот ситуация с пылью у городских дорог у нас оказалась намного хуже, чем в федеральном центре.
– Образцы пыли мы отбирали с площади размером в один квадратный метр, для чего использовали специальную рамку, – продолжает Мария Кор-нейкова. – И если в Москве с дорог нам с трудом удавалось набрать 50-миллилитровую колбу, то в Мурманске с квадратного метра с легкостью наметали по девять таких сосудов. Но это и понятно, в столице дороги постоянно моют, а в Мурманске это происходит с меньшей периодичностью.
А еще вместе с высокой запыленностью мурманских дорог ученые отметили в опытных образцах большое содержание патогенных грибов, которые могут представлять опасность для здоровья людей, особенно с ослабленным иммунитетом.
По завершении этого проекта ученые планируют выяснить, что в большей мере влияет на пылевое загрязнение, подготовят рекомендации, как улучшить качество воздуха в городской среде.
Чайные раскопки
Еще одно исследование касалось скорости разложения органического вещества в наших почвах. Но для него ученым потребовалось не высокотехнологичное оборудование, а обычные пакетики с чаем. Их Мария и Вячеслав в конце мая закопали в центре Мурманска и на Абрам-мысе.
– Для этого экспресс-метода мы взяли два вида чая – зеленый без добавок и ройбуш в нейлоновых пакетиках, они не разлагаются в почве, – говорит Мария Корнейкова. – В каждой точке мы закопали по 240 пакетиков, такое количество необходимо для более высокой точности результатов. И вот со дня на день мы выкопаем первые образцы, взвесим и оценим, насколько быстро на Крайнем Севере разлагается органика.
«Чайный» эксперимент ученые ведут в шести городах России, рассчитан он на пять месяцев. Но в Мурманске, видимо, завершить его придется раньше, ведь в октябре у нас уже могут появиться сугробы.
Результаты исследования планируется обобщить к Новому году, исследователи оценят эмиссию углекислого газа, сравнят скорость разложения органических веществ в разных климатических зонах и подготовят очередные практические рекомендации, которые смогут быть полезны и организациям, занятым озеленением, и рядовым дачникам.
Надежда ЛЕБЕДЕВА
Фото из архива Марии КОРНЕЙКОВОЙ