Десять дней две москвички гуляли по Мурманску и разговаривали с местными жителями, чтобы записать их рассказы о детстве и юности в столице Кольского Заполярья, о любимых местах в городе и приключениях, связанных с ними, о том, что изменилось за десять или двадцать лет в их жизни и окружающей действительности. Осенью собранные откровения будут размещены на сайте научно-исследовательского проекта «Народная история России» (www.pastandnow.ru), посвященного устным рассказам о городах нашей страны.
Помедленнее, я записываю
Проект «Народная история России» стартовал в Москве в 2018 году. Прошлой весной его участники впервые выехали за условные границы средней полосы России, а сейчас исследуют приграничные города от Мурманска до Новозыбкова.
Интервью проводят научные сотрудники московских вузов. Для них эти поездки – командировки. В Мурманске работали научные сотрудники Центра исследований фольклора и антропологии города Московской высшей школы социальных и экономических наук Мария Гаврилова и Эста Матвеева. За неделю до них в столице Кольского Заполярья побывал еще один участник проекта.
Втроем фольклористы-антропологи собрали 20 интервью длительностью по два–четыре часа каждое. В основном молодые люди общались с мурманчанами один на один, но были парные и даже коллективные беседы.
Размещенные в свободном доступе фрагменты коллективной памяти, состоящей из множества разных, зачастую противоположных мнений о Мурманске и его развитии, помогут как старожилам, так и молодежи получить более полное представление о нашем городе в прошлом и настоящем. Ценнейшую непубличную информацию активисты хотят распространить, чтобы люди больше знали друг о друге. Особенно эту работу важно проводить в больших городах, где часто соседи по лестничной клетке не то что не знакомы, но даже не здороваются.
В команде проекта, который уже третий год подряд получает средства из Фонда президентских грантов, всего шесть штатных сотрудников. Им помогают несколько десятков волонтеров и студентов, для которых экспедиции идут в зачет практики. Многие еще и получают небольшое вознаграждение за работу. Кроме «полевых игроков» есть «бойцы невидимого фронта», которые переводят аудиозаписи в текст, проверяют в нем правописание, систематизируют информацию, вносят ее в базу данных, обновляют сайт.
Участники проекта не задают всем желающим поделиться историями одни и те же вопросы, а предлагают различные темы. Так разговор получается живой и содержательный, будь то воспоминания о войне и репрессиях, о хулиганствах и драках или о первой любви.
Большую часть собеседников в Мурманске Эста и Мария нашли заранее, через своих знакомых по Интернету. Но бывало, что разговор завязывался со случайными людьми, встреченными на мурманских улицах. Таким образом на сайте собираются интервью с максимально широким кругом людей, вплоть до бездомных.
– На сайте можно будет прочесть интервью целиком, в котором речь человека передана со всеми словами-паразитами и прочими особенностями, а можно будет отфильтровать всю информацию по ключевым словам, – рассказала Мария Гаврилова. – Например, «город 60-х», «субкультуры», «детство» или «бездомные Мурманска» – все что угодно! Надеемся, что эта информация будет не только увлекательна, но и полезно экскурсоводам, местным жителям и даже ученым.
Прошлое и настоящее города-порта
В Мурманске исследователи встречались с краеведами-любителями, городскими активистами, дизайнерами, программистами, писателями, издателями, предпринимателями, работниками порта, музыкантами, любителями эзотерики, саами и казаками. Среди интервьюируемых было трое мурманчан в третьем поколении, что само по себе большая редкость! Бабушки этих жителей Мурманска в 20–30-е годы прошлого века приехали в Кольское Заполярье, спасаясь от голода и надеясь на высокие зарплаты.
Несмотря на то, что каждый рассказчик был не похож на предыдущего, через неделю определенный образ Мурманска вырисовался в сознании москвичек благодаря тому, что некоторые темы так или иначе затрагивало большинство северян.
– Самая важная тема – великое рыбное прошлое Мурманска, то есть воспоминания о том, как дешевая свежая рыба была всегда на каждом столе, как треской кормили весь СССР, – рассказала Эста. – После перестройки многие потеряли работу в порту, а оставшиеся занялись отгрузкой рыбы в Норвегию, потому что так было выгоднее.
С морем связаны воспоминания не только о доступной рыбе, но и о невиданных иностранных товарах, которые моряки привозили из дальних рейсов. Кому-то удавалось вернуться на Родину не только с видеомагнитофоном или порнографическими журналами, но и с иномаркой! Естественно, за моряками, которые могли себе позволить сорить деньгами, девушки в свое время прямо-таки охотились.
Пристань былых надежд
Вторую по частоте упоминаний тему можно обозначить как «Мурманск – город переселенцев». Коренные жители Кольского полуострова, поморы и саами, не жили на территории современного Мурманска, поэтому наш город – это пристань былых надежд. Мария и Эста записали несколько историй о том, как в Кольское Заполярье ехали за «полярками». При этом некоторые их собеседники отмечали, что люди здесь свободолюбивые, потому что никогда не видели крепостного права. Приезжие рассчитывали только на себя, понимая, что придется много работать, и не ждали милости от правительства. Поэтому многие мурманчане – предприимчивые, сплоченные и трудолюбивые люди.
Третья «красная линия» — это связь северного темперамента с особенностями климата и природными явлениями. Полярная ночь и полярный день, северное сияние, богатая ресурсами земля, щедрые на ягоды и грибы леса. Все это подспудно формирует менталитет жителей Кольского Заполярья, которые знают, что такое настоящий Крайний Север. Здесь же упоминается и идея преодоления трудностей, которые закаляют характер.
Конечно, не оставили без внимания мурманчане и статус города-героя. Многие считают наш город вторым после Сталинграда населенным пунктом по количеству разрушенных или пострадавших от бомбежек домов. Даже те, кто не застал войну, рассказывают о том, как их предки перенесли голод, эвакуацию и возвращение на пепелище.
Оставь свой след
Так как инициативная группа ведет проект «Народная история России» уже третий год, в нескольких городах у нее появились последователи. Местные активисты взяли пример с ученых из столицы, выиграли региональные гранты и начали самостоятельно собирать и систематизировать народную память. При необходимости их консультируют более опытные единомышленники, у которых есть даже методическое пособие.
В Мурманске из-за запрета на проведение мероприятий Марии с Эстой не удалось встретиться с заинтересованными подобной деятельностью мурманчанами в научной библиотеке, как планировалось, поэтому о замечательном проекте узнали только те, кто согласился в нем поучаствовать. Но все желающие продолжить сбор устных воспоминаний в Кольском Заполярье, прислать свои или обработать уже имеющиеся материалы могут связаться с организаторами проекта через раздел «Стать участником» на сайте www.pastandnow.ru.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото Марии Гавриловой и Эсты Матвеевой.