Та флористика, что знакома нам с советских времен, когда мы сушили цветочки и собирали из них букеты и картины, отошла в прошлое, утверждает мурманчанин Василий Колотуша. Помните, как хрупки были высушенные розы? Со временем они крошились в пыль, осыпались и, напрочь теряя свой внешний вид, в итоге летели в мусорную корзину. Нынешние флористы все чаще работают со стабилизированными растениями, которые много лет выглядят как свежесрезанные цветы и остаются эластичными – их можно трогать, не боясь, что они рассыплются от прикосновения.
Причем стабилизируют сейчас не только цветы, но и траву, и веточки деревьев, и ягель – лишайник, который часто называют оленьим мхом. Вот именно он и вдохновил Василия на создание новой серии работ.
Заморожен во времени
Василий с детства занимался творчеством. Его мама любила вышивать, он садился рядом и учился всему, что она умеет. До сих пор дома хранятся небольшие картины, которые мурманчанин вышивал крестиком еще в школьные годы.
– В наше время в школе на уроках труда учили многому, в том числе шить, и мне все это было по душе, не знаю почему. Когда подрос, рукодельничать уже было не солидно, тогда стал писать картины, – вспоминает Василий Колотуша. – Правда, в художественную школу так и не пошел, ее заканчивал мой брат, а я – самоучка, но до сих пор в свободное время иногда берусь за кисти и краски. А когда поближе познакомился со стабилизированным мхом, переключился на него, стал создавать зеленые экопанно. Ягель очень приятный, мягкий, как живой, мне безумно нравится с ним работать. За счет стабилизационного раствора на основе глицерина, в котором его вымачивают, он словно застывает во времени. Больше не растет, но и не разлагается и не засыхает.
Стабилизированный материал при хорошей влажности воздуха может сохранять свою свежесть, молодость и красоту довольно долго. Причем благодаря физическим свойствам раствора он даже пыль отталкивает – не нужно его протирать тряпочкой или продувать феном. Вот пройдет время, и рамка такого панно вся покроется пылью, а мох – нет! Можно хлопнуть по нему рукой – ни пылинки не взлетит. Магия!
Триптих для салона красоты
Свою мастерскую по изготовлению картин, панно и сувениров из стабилизированного мха и природных материалов Василий Колотуша открыл в прошлом году. Первые работы он дарил своим друзьям и знакомым, а потом начал их продавать. Шутит, что его квартира – это художественная галерея с постоянно меняющимися работами. Он сделает что-нибудь новенькое, повесит у себя дома, любуется, параллельно выставляет свое творение на продажу, а когда у него находится покупатель, на опустевшую стену вешает следующую работу.
– Я покупаю мох на вес – килограммами. Но не всегда с ним сразу можно работать. Некоторые недобросовестные производители продают влажный ягель, напитанный раствором, в котором он стабилизировался. Он неприятен на ощупь, пачкается. Тогда я раскладываю его на газетку, жду, когда лишняя влага уйдет, – делится нюансами работы мой собеседник. – Да и с качественным мхом всегда много подготовительной возни, в картинах используются только верхние его шапочки, а корневище идет в отходы.
В своих работах помимо мха мастер применяет палочки, веточки, древесные спилы, создавая из них композицию. На одно панно обычно уходит от пары часов до нескольких дней, в зависимости от сложности и объема заказа. Дольше всего мурманчанин делал триптих для местного салона красоты. Сначала он выложил мхом рисунок на основе, потом сфотографировал его и отправил заказчику. Получив одобрение, снял с полотна весь мох и стал скрупулезно по фотографии восстанавливать панно, приклеивая к нему каждый зеленый кусочек.
Вторая жизнь дерева
В природе ягель – серо-белый, но в работах Василия мох такого цвета почти не встретить. Говорит, что мурманчане охотнее приобретают зеленые панно. Причем многих интересует наш арктический мох, хотя внешне он никак не отличается ни от финского, ни от канадского.
– В продаже сейчас есть ягель самых немыслимых цветов – розовый, оранжевый, фиолетовый, его красят на производстве при стабилизации. Но мне больше всего нравятся оттенки зеленого, – признается художник. – Из него я делаю не только картины и панно, но и кроны для топиариев (это маленькие декоративные деревья). Вот как раз сейчас мне девушка отправила почтой стволик дерева, которое росло у нее 17 лет. Она говорит, что рука не поднимается его выбросить. Попросила его оживить и прислать фотографии, чтобы она порадовалась тому, какое оно снова зеленое и красивое. Люди, много лет растившие дерево, прикипают к нему и переживают, когда оно гибнет. Я дарю таким малышам вторую жизнь. Впрочем, однажды я сделал бонсай из обычной коряги, которую нашел в лесу. Отпилил от нее кусок, прикрепил к ней веточки из электрического провода, приклеил сверху мох – получилось дерево с гнущимися кибер-ветками. Это была самая сложная работа. Ее быстро у меня купили.
Василий Колотуша отзывается о своих работах как о живых питомцах: «Надеюсь, они найдут свои семьи в квартирах и офисах». А вот с размещением его работ в гостиницах возникло неожиданное препятствие. Отельеры спрашивали, можно ли сделать так, чтобы произведения мурманского мастера нельзя было разломать или порвать. Оказывается, часто при виде мха люди попросту по кусочку начинают его отщипывать с панно, ведь ягель такой мягкий, приятный – некоторым трудно устоять.
Перед соблазном очередной работы не может устоять и сам мастер, особенно когда получает новые материалы от поставщиков. И, открывая коробку со свежеприбывшими запасами мха, Василий сразу представляет, в какую красоту воплотятся эти нежные зеленые комочки.
СОЧНЫЕ ПАННО
Стабилизация мха представляет собой своеобразную консервацию природного материала. Если говорить простым языком – живое растение вымачивается в химическом растворе, чтобы остановить его развитие, приспособить для декорирования. Так получается живое растение, внутри клеток которого полностью заморожены все процессы. Оно не гниет, не издает неприятных запахов, не собирает на себя пыль, не вызывает аллергии.
Сочные зеленые композиции со стабилизированным ягелем любое помещение сделают эффектным и уютным. Но место для его размещения нужно выбирать очень тщательно. Сухой воздух, яркий солнечный свет, источники отопления, низкие температуры негативно воздействуют на стабилизированные материалы и сокращают их жизнь. Но если вы повесите панно в правильном месте, оно будет радовать вас 5–7 лет, после чего наполнение потребуется заменить.
НУЖЕН ВЛАЖНЫЙ ПРИЕМ
Картины из ягеля не нужно поливать, обрабатывать от насекомых, организовывать им дополнительное освещение. Главное – для предотвращения засыхания растений в помещении необходимо поддерживать уровень влажности не менее 40 процентов. Для этого будет достаточно размещения в комнате нескольких емкостей с водой или бытового увлажнителя воздуха.
Надежда ТУРЛОВА.
Фото из личного архива
Василия КОЛОТУШИ.