Эмоциональное и жесткое заявление главы Мурманска Андрея Сысоева, сделанное им на своей странице в социальных сетях в минувший понедельник, вызвало бурное обсуждение и цепную реакцию. Почти 80 тысяч мурманчан прочитали заявление главы муниципального образования об информационной провокации и о политической ситуации в Мурманске. Люди оставили сотни комментариев со словами поддержки действующему руководителю города. Чем же был вызван столь резкий ответ Сысоева? Кто заинтересован в дискредитации руководства города? С какой целью нагнетается недоверие и вражда среди мурманчан? Об этом журналист «Вечернего Мурманска» поговорила с главой Мурманска Андреем Сысоевым.
Напали исподтишка
– Андрей Иванович, ситуация, мягко говоря, нестандартная. Судя по реакции в соцсетях, многих мурманчан шокировала эта информационная атака. В своем заявлении вы уже расставили точки над «i», назвав опубликованную информацию провокацией. Кому и зачем это нужно?
– Я начну как раз со слов благодарности мурманчанам, которые написали мне в соцсетях сотни комментариев и личных сообщений, полных искренней поддержки. Мне поступили сотни телефонных звонков в знак поддержки и солидарности с моей позицией. Мурманчане были и остаются сплоченными и неравнодушными людьми с обостренным чувством справедливости и нетерпимостью к любой фальши. Многие писали мне о том, что с самого начала, еще до моего официального заявления, не верили этой лжи. Спасибо каждому из вас за доверие, поддержку и добрые слова! То, что вы разделяете мою точку зрения как главы Мурманска и позицию городского Совета депутатов, – главный показатель того, что мы все делаем правильно.
Время для информационной провокации выбрано не случайно, и пришлось оно именно на мой отъезд из города по семейным обстоятельствам. Обстоятельства, к слову, не самые радостные: нужно было навестить заболевшую дочь. В это время и была запущена информационная атака. Конечно, гораздо проще поливать грязью оппонента, который находится далеко и не может дать быстрый отпор. Это, мягко говоря, не самый честный метод ведения политической борьбы.
Не секрет, что эта провокация стала неким итогом длительного противостояния. До этого были попытки надавить на меня, запугать и заставить изменить свою позицию и взгляды на руководство городом – вплоть до добровольной отставки. Цель всей этой кампании – сформировать общественное мнение о том, что человек, который сегодня управляет Мурманском, имеет серьезные проблемы с правоохранительными структурами. Конечно, это неправда. Видимо, тут должен был сработать известный геббельсовский тезис «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят». Но с мурманчанами такие «грязные фокусы» не проходят – наши люди умеют отличить правду от лжи. Приезжим специалистам, которые применяют столь грязные технологии, хочется сказать: «Не надо думать, что у нас на Севере живут идиоты, которые верят во всякую чушь. Дураков у нас нет!».
– Так как же все обстоит на самом деле?
– Я не буду оправдываться за несуществующие грехи и по пунктам опровергать каждый домысел, приведенный в этом «расследовании». Уже говорил и снова повторю: никаких законов я не нарушал, не нарушаю и не собираюсь нарушать в будущем. Все данные о моих доходах и собственности отражены в декларациях, которые прошли доскональную проверку компетентными органами. Со своей бывшей женой я уже пять лет состою в разводе. К сожалению, так сложилась наша семейная жизнь. Так бывает. А вся ее латвийская недвижимость тоже в свое время была задекларирована. И для контрольных органов сейчас это не стало новостью.
Несовпадение взглядов
– В чем, на ваш взгляд, основная причина этой информационной атаки? Где источник конфликта?
– Позиция властей Мурманска практически по многим важнейшим вопросам управления и развития города, а также решения городских проблем, к сожалению, не совпадает с установкой людей, приехавших управлять нашим регионом. Но эти противоречия пытаются решить не методом обсуждений с выработкой консолидированного мнения, а путем упорного навязывания своей точки зрения. Зачастую эта точка зрения не опирается ни на знания, ни на опыт, ни на традиции. Ведь Север – очень специфическая земля, где ошибки управления могут обернуться самыми серьезными последствиями. Сегодня много говорится о том, что «На Севере – жить!». Но что стоит за этим красивым рекламным слоганом? Можно ли всерьез считать, что приезжие менеджеры знают проблемы Арктики лучше местных?
– Если так, то что такое Арктика лично для вас?
– Это место, где мне как нефтянику посчастливилось работать, причем в самых суровых условиях. Я годами изучал проблемы Арктики не на панельных дискуссиях и конференциях в уютных конгресс-холлах, а, как говорится, на земле. Точнее, на земле арктических островов. И когда приезжие управленцы пытаются научить нас, как надо развивать Арктику, ничего, кроме улыбки, это не вызывает.
Сегодня Мурманском руководят люди, которые сами выросли на этой земле и вырастили здесь своих детей. Мы местные. Мы изнутри знаем уклад, традиции и проблемы своих земляков. Это наша родина, и никто лучше самих мурманчан не знает, что и как нужно делать для ее процветания. Другое дело, что не всегда хватает ресурсов, чтобы быстро реализовывать планы. Тем не менее все последние годы мы планомерно решали наболевшие проблемы. И если оглянуться хотя бы на десять лет назад, разница очевидна.
Почему-то приезжих менеджеров наше мнение и позиция не устраивают. Это не только моя персональная точка зрения, а позиция городского Совета депутатов. Наши муниципальные депутаты – самая близкая к жителям власть. Именно эти люди представляют интересы горожан, и очень часто их убеждения сильно расходятся с тем, что пытаются нам навязать приезжие управленцы. И примеров этому множество.
В частности, мурманчане не понимают, почему городским властям запретили строить новое здание политехнического лицея в районе улицы Скальной.
– В этом строительстве есть острая необходимость?
– Да, имеющихся помещений давно не хватает, а дети, желающие получить образование в МПЛ – одном из лучших учебных заведений не только Мурманска, но и всей России, подолгу стоят в очереди на поступление. Депутаты, пытавшиеся отстоять стройку, получили совершенно неадекватный и ничем не аргументированный ответ: «Мы сказали, что здесь школы не будет!». И на этом все. О каком уважении к мурманчанам и избранным ими депутатам может вообще идти речь?
Еще один показательный эпизод – попытки навязать Мурманску концессионное соглашение по модернизации системы городского освещения. Этот проект был рассчитан на 25 лет и требовал огромных трат из городского бюджета. Это почти 400 миллионов рублей в год на протяжении четверти века! Следовательно, все это время приходилось бы экономить на первоочередных нуждах города. По сути, за это решение продолжали бы рассчитываться следующие поколения мурманчан. Но Совет депутатов не дал повесить на город многолетнее долговое бремя и единогласно отклонил концессию. Против нее возражал и представитель прокуратуры. После этого и началось противостояние.
Почему бюджет должен платить за «управляйки»?
– Много шума наделал и отказ города латать ямы во дворах за бюджетный счет. Дело по большому счету хорошее. Почему тогда это предложение отклонили и что мурманчанам предложили взамен?
– Данное предложение вызвало серьезные вопросы у Контрольно-счетной палаты. Напомню, что по существующим сегодня законам город не может тратить бюджетные деньги на ямочный ремонт дворовых территорий, поскольку его обязаны осуществлять управляющие компании. Деньги на это уже заложены в тариф на ремонт и содержание жилья. Поддерживать дворы в приемлемом состоянии – обязанность управляющих компаний. Сегодня мурманчане платят им за это от 3 до 8 рублей с квадратного метра. Именно столько из «тела» тарифа на ремонт и содержания жилья должно расходоваться на ремонт во дворах. Остальные деньги идут на обслуживание и ремонт подъездов, лифтов, вентиляции и прочего общедомового имущества. Всего в Мурманске 7 миллионов квадратных метров жилья. Соответственно, если умножить эту цифру на среднюю цену обслуживания и ремонта двора – пять рублей, – получается тридцать пять миллионов рублей. Столько «управляйки» только за один месяц собирают с жильцов, в том числе на «заплатки» во дворах. За год выходит просто космическая сумма – 420 миллионов рублей.
Одно дело, если бы владельцы управляющих компаний после этого снизили тариф для мурманчан, и совсем другое – повторно из бюджета оплатить работу, которая уже профинансирована из кармана горожан.
– Но ведь никакого снижения тарифов управляющие компании не производят – только повышают!
– На это мы и обращаем внимание – главными выгодоприобретателями от такого навязываемого городу решения станут владельцы управляющих компаний. Сначала они получили с мурманчан деньги на ремонт дворов, но ничего не сделали, а потом еще 100 миллионов рублей на ямочный ремонт дворов должны выделить из бюджета. Соответственно, ранее собранные с горожан деньги останутся в карманах владельцев управляющих компаний.
Поэтому депутаты горсовета приняли, на мой взгляд, правильное решение перенаправить деньги, которые могли пойти на ямочный ремонт. И не на зарплату и премии чиновникам, а на ремонт дворов, только в рамках программы по формированию комфортной среды, которая полностью отвечает нормам закона. И это будет не ямочный ремонт, а полноценный – с полной заменой асфальта, установкой детских площадок и организацией парковок. Однако даже после этого позиция областного правительства и некоторых депутатов Мурманской областной Думы не изменилась. Напрашивается вопрос: так чьи все-таки интересы они так рьяно отстаивают – жителей или управляющих компаний?
– К вопросу бюджетного планирования. В последнее время ходили разговоры и о том, что муниципальное «Управление дорожного хозяйства» хронически недофинансируют. Вы уже высказывались на эту тему, но в свете последних событий ее уместно поднять еще раз.
– На апрельском заседании Совета депутатов глава городской администрации Евгений Никора подтвердил, что деньги для «Управления дорожного хозяйства» были запланированы в бюджете в полном объеме, запрошенном администрацией. При этом дополнительных денег дорожники ни разу не просили. Истинная причина того, что они перестали справляться с уборкой города, – нехватка кадров и бездарное управление. А все остальное – не что иное, как попытка переложить проблему с больной головы на здоровую, обмануть горожан и дискредитировать в их глазах избранных депутатов. И сегодня это, к сожалению, становится нормой нашей политической жизни. Можем ли мы с этим мириться? Конечно, нет. А пустопорожние обвинения еще раз подчеркивают глубину политического кризиса, в который пытаются втянуть наш город.
Кому на Севере жить
– В прошлом году активно обсуждалась реконструкция площади Пять Углов. Тогда мурманчане высказались против вмешательства в ее облик в том виде, в каком было предложено приезжими урбанистами. Сейчас история повторяется. Какова ваша позиция по этому вопросу?
– По сути, именно горожане тогда не позволили провести неподготовленную и поспешную реконструкцию площади Пять Углов. К сожалению, сейчас похожая история происходит с проектом «Наш Мурманск», который широко не обсуждался ни с мурманчанами, ни с депутатами городского Совета. При этом наши жители давно привыкли к тому, что благоустройство города, как и вообще любое серьезное управленческое решение, воплощается в жизнь только после обсуждения и одобрения мурманчан. Руководство Мурманска много лет практикует такой диалог. Это нормальное взаимодействие власти и жителей. Например, когда затевалась реконструкция территории около Семеновского озера, руководители города выслушали мнения общественников, депутатов и простых людей, а затем нашли компромисс, который устроил всех. Так было и с другими зонами отдыха, и их сегодняшняя популярность у горожан – во многом результат предварительных дискуссий и обсуждений. Все делалось именно так, как хотели люди. И жители привыкли, что их мнение спрашивают. Разумеется, настойчивое навязывание мурманчанам стороннего и не всегда правильного видения вызывает закономерный отпор. Наши люди привыкли, что они в городе главные и никто лучше их не знает, в чем нуждается Мурманск.
– И в чем же, по-вашему, он нуждается?
– В первую очередь в решении острых насущных проблем, со многими из которых без конструктивной совместной работы с региональным правительством просто не справиться. Одна из главных задач – расселение аварийного и ветхого жилья. За последний год у нас был построен всего один новый дом. И тот заложен еще до приезда новых управленцев. Естественно, такие объемы жилищного строительства никуда не годятся. Вместо того чтобы решать действительно важные проблемы, эффективные менеджеры сосредоточили усилия на мелочах вроде проката велосипедов, самокатов и строительства скамеек.
У меня складывается такое впечатление, что слоган «На Севере – жить!» был придуман лишь для того, чтобы утром уговорить себя прийти на работу, и на самом деле в него вкладывается совершенно иной смысл. Не исключаю, что имеется в виду север Москвы или север Испании. Мы, северяне, жили и будем жить именно здесь: в городе-герое, самом лучшем городе в мире.
Каждый из нас знает, что Север нельзя взять наскоком. Здесь ничего нельзя делать впопыхах, с кондачка. Север не терпит показухи и фальши. Мы знаем, что Мурманск – это основательность и прочность. Она во всем – в наших людях, в нашем характере, даже в нашей суровой природе. Мы такие, какие есть. Мы здесь живем и будем жить. И с нами придется считаться.
Беседовала Елена ГРИБОВА.
Фото из архива редакции.