Спокойно! Сейчас переведу заголовок на доступный русский. Муншайнер – это самогонщик, а шоплифтер – это магазинный воришка, правда, ворующий не от отчаяния и голода, а из спортивного интереса.
В последнее время наши СМИ практически каждый день сообщают о кражах в продуктовых магазинах Мурманска. Вот только некоторые заголовки: «Трое мурманчан стали фигурантами 8 уголовных дел за кражу продуктов», «Двух мурманчан задержали за кражу продуктов в гипермаркете», «Мурманчанка пыталась вынести из супермаркета украденные продукты, но была задержана», «Двое мурманчан попались на краже спиртного в разных магазинах города». У нас появился даже серийный «колбасный» вор. А совсем недавно мурманчанин и его 9-летняя дочь погибли в результате разгерметизации самогонного аппарата.
Вот такие суровые приметы нашего времени. Это что же такое происходит? Возвращаются 90-е годы прошлого века, прозванные с чьей-то нелегкой руки «лихими»? Может быть, пора так назвать и 20-е годы XXI века? Мы снова принялись регулярно воровать в магазинах продукты и варить самогон. И даже объявившийся маньяк ворует не собольи шубы и бриллианты, а колбасу.
Но это как-то контрастирует с позитивными новостями о том, как в Мурманской области все развивается, прогрессирует и растет: территория опережающего развития, новые резиденты, рост экономического потенциала и доходы на душу населения…
Объявленная средняя зарплата в Мурманской области составляет 68 тысяч рублей, а в столице Арктики и того больше. Сити-менеджер Евгений Никора во время своего недавнего отчета перед Советом депутатов назвал среднюю зарплату мурманчанина в 2020 году – 79 тысяч 25 рублей в месяц. А мы продукты и водку из магазинов воруем. Позитивную статистику портим. Как объяснить сей загадочный парадокс?
Может быть, дело в том, что сегодня мы на 79 тысяч не можем купить того, что десять лет назад могли купить на 30 тысяч? Цены растут, а покупательная способность нашей непрерывно увеличивающейся зарплаты уменьшается. При таких темпах обязательно пострадает и наша платежная дисциплина в ЖКХ. Впрочем, если продолжим воровать продукты, может, и сдюжим.
Сдается мне, что заявленные 79 тысяч рублей в месяц – это средняя температура по больнице. У одних слишком густо, а у других пусто. Скольких своих знакомых из разных сфер деятельности я ни опросил, никто не получает таких денег. Эту версию подтверждают и опросы читателей на сайте «Вечерки», и статистика. Согласно последним данным Мурманстата, доходы ниже прожиточного минимума имеют 75 тысяч жителей Мурманской области. То есть 10 процентов из нас – нищие.
На этой неделе опубликовали данные очередного соцопроса. Россияне считают, что зарплата, при которой мы сможем жить достойно, должна быть 173 тысячи рублей в месяц. Сегодня чаще всего в магазинах России воруют сыр, колбасу, морепродукты, конфеты и алкоголь. Это статистика.
В последний раз мы штурмовали магазины поздней осенью 2014 года. Но тогда не воровали, а впрок покупали за свои кровные телевизоры, холодильники, стиралки и микроволновки. Теперь взращенный невиданный доселе класс работающих малоимущих идет в магазин совсем с другой целью.
Андрей ПРИВАЛИХИН.