Во второй половине семидесятых годов прошлого века я учился на историко-филологическом факультете Мурманского государственного педагогического института. Над сценой актового зала, который и теперь находится на четвертом этаже главного здания на Егорова, 15, были начертаны слова поэта Владимира Маяковского о том, что учитель равен солдату-герою. Тогда в силу юного возраста я не мог осознать, что имел в виду классик. Понимание пришло позже.
Крик души
Многие мои однокурсники по окончании института пошли работать в школы Мурманской области. Некоторые стали заслуженными учителями России. Некоторые уже ушли из жизни. Некоторые уехали с Севера. Некоторые трудятся в школе до сих пор. То есть они вкусили все радости и печали советской школы, а теперь вкушают достоинства и недостатки образования российского. Так вот, они уже дважды герои – Герои Советского Союза и Герои России. Заметьте, я нисколько не иронизирую! Именно Герои, особенно если принимать во внимание нынешнее отношение к этой великой профессии.
До поры до времени я не задумывался всерьез, почему они до сих пор продолжают работать в школе. Мысли, которые лезли в голову, были банальными и коротенькими. Например, шутка о том, что в школе трудно только первые десять лет, а потом уже ни за что из нее не уйдешь – вот они и работают и никак не угомонятся. Думал и о маме и ее двух сестрах. Все трое были учителями. Педагогического стажа на троих 150 лет плюс тяжеленный орден Трудового Красного Знамени, пять медалей, три звания «Отличник народного просвещения» и целая россыпь грамот и благодарностей.
Понимание пришло вдруг. В прямом эфире «Большого радио» случился крик души учительницы с более чем 30-летним стажем, которая заявила, что, конечно, хорошо, что мы обсуждаем проблемы школьного питания, нагрузку, которая ложится на ребят, обсуждаем нужность или ненужность тех или иных предметов в школьной программе, пользу или вред ЕГЭ, но молчим о самой главной проблеме, с которой наши заполярные школы уже столкнулись и которая уже сегодня понятна учителям, а завтра она станет понятна и видна всем: В ШКОЛАХ МУРМАНСКА И ОБЛАСТИ КАТАСТРОФИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ УЧИТЕЛЕЙ!
Для меня этот крик опытного педагога был как ожог, как ушат холодной воды. Сразу стало ясно, почему учителя, достигнув пенсионного возраста, продолжают работать. Конечно, пенсия большинством из нас расценивается как не слишком большая, но честно заработанная прибавка к зарплате. Хотя это не главное. Если завтра все учителя школ Мурманска и области дружно выйдут на пенсию, то учить подрастающее поколение будут просто некому. Вся система образования со всеми ее новшествами, с компьютеризацией и цифровизацией без человека за учительским столом просто рухнет. Буду говорить о проблеме применительно к Мурманску. Ведь «Вечерка» – газета городская, ее читают мурманчане.
1669 учителей
Сегодня в Мурманске 50 образовательных учреждений. Именно так! Не общеобразовательных школ, а образовательных учреждений. Это 4 прогимназии, в них учатся с 1-го по 4-е классы. 27 школ начального, общего и основного общего образования, в которых учатся с 1-го по 9-е классы. 17 городских школ дают среднее общее образование – с 1-го по 11-е классы и еще в две школы ребят принимают, только начиная с 5-го класса. Сегодня в школах города учится 30 тысяч школьников. Их учит 1669 учителей.
Наша нация стареет. Это мировой тренд. И стареет быстро. Средний возраст россиянки – 42,6 года. А средний возраст мурманского учителя (надеюсь, никто не будет спорить, что в школах работают в основном женщины) – 44,4 года.
На начало учебного года в мурманских школах было более 35 учительских вакансий. И это несмотря на то, что все оптимизировали практически до предела, то есть предельно увеличили нагрузку на работающих учителей. С одной стороны, больше нагрузка – больше зарплата, но как же качество обучения? Оно, безу-словно, страдает. Сегодня в Мурманске не хватает учителей по 12 предметам. Больше всего нехватка математиков, учителей начальных классов, истории и технологии. А если чуть облегчить нагрузку на действующий педагогический корпус, то счет вакансий пойдет не на десятки, а на сотни. И это только в Мурманске. А ведь в областных центрах положение дел, как правило, благополучней, чем в глубинке.
Геологи вместо педагогов
Заметили, каких предметников не хватает? Всех этих учителей выпускает два мурманских учебных заведения – Мурманский арктический государственный университет (МАГУ) и педагогический колледж. Казалось бы, ликвидировать такую нехватку дело плевое, но не тут-то было. В 2018/2019 учебном году в мурманских школах работали 302 молодых специалиста. Через год добавилось 26, еще через год – 16. Такими темпами мы никогда не заполним все вакансии.
Естественно, городской комитет по образованию использует все возможные способы пополнения учительского корпуса: публикует сведения о вакансиях на своем сайте и на сайте городской администрации, обращается в МАГУ и педколледж, привлекает родителей учеников, имеющих соответствующую подготовку, обращается даже в центр занятости. Результаты неутешительные. В школу идти работать не торопятся.
Когда-то педагогические институты были созданы во всех областных центрах Советского Союза. Это решило проблему педагогических кадров в регионах. Сегодня на официальном сайте Министерства просвещения я нашел только один педагогический институт. Он находится в Удмуртии, в городе Глазов. Все остальные стали университетами. Кого они выпускают, я не знаю. Поэтому могу говорить только о нашем Мурманском арктическом государственном университете. Сегодня 32% выпускников МАГУ получают диплом учителя. То есть, проблему острой нехватки педагогических кадров в областном центре можно решить почти мгновенно. Но не решается проблема. Никак не решается. Хотя есть у меня вопрос и из другой оперы: какие дипломы получают остальные 68% выпускников? И кем работают?
Я знаю маникюрш, официантов, продавцов и даже безработных с дипломами о высшем образовании. Кого и для чего мы сегодня учим в институтах? Простите, в университетах. Может быть, не тех учим? Или не те учат? Или не тому учат?
Кого только сегодня ни выпускают наши два старейших вуза – пединститут и высшая мореходка! Дизайнеров и туристов, управленцев и предпринимателей, финансистов и администраторов. Был даже выпуск теологов! А области нужны учителя! Иначе очень скоро брать в университеты будет некого.
Каких только классов не пооткрывалось в наших школах, гимназиях и колледжах! И математические, и юридические, и медицинские, и даже авиационный класс. Может быть, с небес на землю спуститься? Может быть, пора открывать педагогические классы? Повышать всеми доступными способами престиж профессии учителя. Ведь проблема нехватки учителей системная. Никакому городскому комитету по образованию ее решить не под силу, даже если все его работники семи пядей во лбу. Нужна ежедневная кропотливая работа областного руководства. Хотя и ее не хватит. Надо стучаться выше.
Чиновники потянулись в столовые
Я же пока вижу работу властей только в одном направлении. Депутаты и чиновники всех мастей с видимым удовольствием снимают пробу в школьных столовых и нахваливают поваров. Они словно забывают, что в голову не только едят, а еще и знания вкладывают. Я нисколько не хочу обидеть поваров, но взрослые дяди, пробующие детскую пищу, у меня ничего кроме иронической улыбки не вызывают. Опомнитесь! Вы что, сами никогда не были детьми? Ведь детские вкусы сильно отличаются от вкусов взрослых. Это я вовсе не про жвачку, чипсы и гамбургеры. И если вы уж в этом вопросе решили угодить всем, то и пробу с детской еды должны снимать дети. Дети в отличие от взрослых совершенно иначе реагируют на те или иные продукты. У ребёнка примерно 30 000 вкусовых рецепторов, а у взрослого человека их в три раза меньше. Я был ребенком. И точно помню, что до 11 лет не ел рыбу. Никакую и ни в каком виде. До 16 лет терпеть не мог творог. Вкус морошки и оленины распробовал, только когда мне исполнилось 20 лет. Мои дети, а теперь и внуки высказывали и высказывают свои предпочтения в еде. И они сильно отличались и отличаются от моих предпочтений. Поверьте мне, наши дети любят не то, что мы. Так и кормите их тем, что они любят, а не тефтельками из оленины! Может, пора заняться решением проблем человека за учительским столом?
Во все времена врач и учитель были самыми уважаемыми людьми в русских городах и деревнях. При встрече с ними все здоровались первыми. Конечно, надо знать, что едят в школе наши дети и внуки, но гораздо важнее знать, чему, как и кто их учит. И если мы немедленно не начнем системную работу по пополнению педагогических кадров, то очень скоро в наших школах повторится ситуация в мурманском здравоохранении. Нас не только некому лечить, но и детей будет некому учить.
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото из открытых Интернет-источников.
Сегодня в Мурманске не хватает учителей по 12 предметам. Больше всего нехватка математиков, учителей начальных классов, истории и технологии. А если чуть облегчить нагрузку на действующий педагогический корпус, то счет вакансий пойдет не на десятки, а на сотни. И это только в Мурманске. А ведь в областных центрах положение дел, как правило, благополучней, чем в глубинке.