В Мурманск пришла весна, но еще свежи в памяти горожан картины нечищеных тротуаров и заваленных снегом обочин. «Управление дорожного хозяйства» (УДХ), отвечающее за уборку мурманских улиц, не прошло стресс-тест, который эта зима устроила коммунальным службам.
65 процентов техники простаивает
Прежним у «Управления дорожного хозяйства», по сути, сейчас осталось только название. После смены руководства в конце прошлого года оттуда ушли опытнейшие специалисты, много лет трудившиеся на благо города. Им на смену подоспели молодые менеджеры, с ходу бросившиеся обновлять парк. Новая техника – дело, безусловно, нужное, только вот уже имеющимися в УДХ машинами некому управлять. Для квартир давно изобрели роботы-пылесосы, которые справляются с уборкой без участия человека, а вот до самосвалов и погрузчиков под управлением искусственного интеллекта научная мысль пока не дошла. В итоге уборочные машины сиротливо стояли в гараже, пока город засыпало снегом. Этот факт нашел свое отражение в результатах прокурорской проверки, которую в отношении «Управления дорожного хозяйства» провели во всех трех городских округах. Подробнее о результатах этой проверки «Вечернему Мурманску» рассказал заместитель прокурора Первомайского административного округа города Мурманска Денис Джулаев.
– Ситуация с уборкой и вывозом снега в Мурманске в этом году была, мягко говоря, напряженной, а если совсем начистоту, то просто аховой. Это стало поводом для прокурорского реагирования. Что конкретно проверяли и что выявили?
– Мы оценивали условия содержания объектов улично-дорожной сети на местах и фиксировали нарушения – снежные валы вдоль дорог и плохое качество расчистки проезжей части и тротуаров. Кроме того, я лично выезжал на территорию производственной базы УДХ на Кольском проспекте, где пересчитывал технику и смотрел, как организована работа в системе мониторинга уборки территорий (СМУТ). В середине марта, когда прошли обильные снегопады, я увидел работоспособную технику, которая простаивает на улице и в закрытых боксах. И это при том, что двумя неделями ранее, в начале марта, мы объявили директору УДХ предостережение о недопустимости нарушения закона. Однако на момент проверки воз и ныне был там. На всех производственных базах учреждения, а всего их в городе три – на Кольском проспекте, улице Профессора Сомова и улице Адмирала флота Лобова, – простаивало 65 процентов работоспособной техники. И это без учета недавно закупленной техники, которую мы не считали, поскольку она еще не была зарегистрирована в установленном законом порядке, следовательно, выходить на дороги не могла. Но в следующем году будем учитывать и ее.
Что касается применения СМУТ, то тут тоже не все гладко. Система в реальном времени показывает, где какая техника работает и что она делает. Чтобы проверить соответствие этих данных фактическому положению вещей, мы выезжали по одному из адресов – на участок недалеко от драматического театра Северного флота. Там должен был работать снегопогрузчик, но на деле ни его самого, ни следов его пребывания в виде убранного снега на месте не оказалось. В УДХ это объяснили программной ошибкой. Мои коллеги выезжали еще по нескольким адресам в Октябрьском округе и тоже не увидели техники. Но оттуда она, возможно, просто успела уехать. Понятно, что систему недавно запустили и пока она может работать с погрешностями. Но надзорному органу не важно, по какой причине установлены факты несоответствия, если они есть.
Нет людей
– Вы и ваши коллеги не просто проехали по дорогам и посчитали технику на предприятии, но и проанализировали причины, которые привели к нарушениям. Так кто виноват и что делать?
– Основная причина нарушений со стороны УДХ – кадровый голод. Около 30 процентов рабочих мест в штате вакантны. Так, из предусмотренных штатным расписанием 103 мест водителя автомобилей 4-го и 5-го разрядов фактически занято лишь 71. Из 147 должностей машиниста дорожно-транспортных машин 5-го и 6-го разрядов занято 95. То есть из 250 мест водителей и машинистов на предприятии вакантны 84, что составляет одну треть. Аналогичная проблема существует и по дворникам. И это несмотря на то, что учреждение пытается привлекать работников через центры занятости – кольский, североморский и мурманский, а также размещает объявления о приеме работников на специализированном портале «Работа в России». Представители УДХ в ходе проверки не скрывали, что конкурентную зарплату предложить не могут.
К слову, лично пообщаться с новым руководителем УДХ Маргаритой Ковалевой в марте, когда в этом была острая необходимость, мне не удалось, так как она отсутствовала на рабочем месте – была на больничном. В ходе проверки учреждение представлял ее заместитель Денис Мороз. Результаты проверки нашли свое отражение в представлении, которое мы внесли в адрес главы администрации Мурманска Евгения Никоры. Рекомендаций по исправлению ситуации мы давать не можем, но требуем принять меры по устранению нарушений. Как мне видится, это может быть повышение зарплат, привлечение работников по договорам гражданско-правового характера, улучшение условий труда. Способ для нас не столь важен. Главное – результат. Сейчас мы ждем результатов рассмотрения акта прокурорского реагирования. От этого будут зависеть дальнейшие действия. Самым главным мерилом сделанного будут, конечно же, чистые улицы. Но оценить качество их уборки от снега мы сможем только следующей зимой.
Не справляются
– Мартовская проверка – не разовая акция, а часть работы, которая ведется на постоянной основе. Какие участки на карте округа считаются проблемными с точки зрения зимней уборки?
– Только за прошедшую зиму мы вынесли четыре представления, поводом для которых послужило ненадлежащее содержание дорожного полотна. Например, проблемным является участок возле Первомайского районного суда на пересечении проспектов Кирова, Ленина и Кольского. Там неоднократно выявлялись нарушения. Такая же ситуация еще на нескольких участках – пересечениях Кольского проспекта с улицами Кооперативной, Зои Космодемьянской, Капитана Пономарева и Баумана. Там не раз фиксировали некачественную уборку проезжей части, из-за которой происходит сужение полосы. К большим проблемам могут привести и снежные валы неподалеку от пешеходных переходов, которые попросту мешают водителю увидеть человека, который уже ступил на дорогу, а пешеходу – заметить приближающийся автомобиль. Таким образом, создается опасная ситуация.
Причем проверяем мы не только само «Управление дорожного хозяйства», но и предприятия, которые работают с ним по муниципальным контрактам. По закону о закупках учреждение отдает сторонним организациям на обслуживание определенные участки дорог и платит им за это деньги. Эта практика называется аутсорсингом. Нарушения со стороны подрядчиков тоже выявлялись. Разумеется, если подрядчик плохо работает, возникают вопросы к нанимателю, который должен контролировать его деятельность. Вывод здесь напрашивается такой: УДХ не только само не справляется с работой, но и в недостаточной мере выполняет контрольную функцию.
84 места водителей и машинистов на предприятии вакантны.
Елена ГРИБОВА
Фото из открытых Интернет-источников