Впервые я услышал о Михаиле Белошееве больше 20 лет назад. Тогда в городе вдруг заговорили о человеке, который зачем-то решил открыть в Мурманске кадетскую школу. В тот момент я, как и многие, воспринял услышанное как очередную крайность. Тогда, после развала СССР, было очень много попыток перенести старый опыт в современность, но успешными их вряд ли можно было назвать.
Но вот 90-е пролетели как в калейдоскопе, наступил новый век, новое тысячелетие. А кадетская школа все это время жила, росла и отправляла в большую жизнь одно за другим поколения выпускников. В большинстве российских регионов ничего подобного не было. А в Мурманске – было!
На улице Спартака
Прошло еще какое-то время, и с Михаилом Викторовичем я познакомился лично. Было это ровно десять лет назад. Ввиду своей фантастической занятости на посту директора школы № 19 и депутата горсовета он смог выделить время на общение с журналистом лишь поздно вечером, примерно в половине десятого.
Подходя к школе, я еще издалека увидел одинокую фигуру лыжника, наматывающего круги по пришкольному стадиону. И уже собирался пройти мимо, как этот человек меня окликнул. Оказалось, что это и есть Михаил Белошеев собственной персоной. Он в тот день завершил дела немного раньше обычного и в ожидании корреспондента отправился на лыжню. Он вообще фанат лыжного спорта, и в те годы все необходимое снаряжение хранилось у него прямо в директорском кабинете.
Одни снимают стресс спиртным, другие – куревом, третьи хлещут кофе, а Белошеев надевает лыжи и на полчаса–час убегает от проблем. Затем он, конечно, возвращается, проблемы-то решать надо. Но после такой пробежки настроение уже другое: злость, если и была, ушла, а главное – голова абсолютно ясная. Можно еще часок-другой поработать, даже если за окном поздний вечер.
Тот наш давний разговор был посвящен делам спортивным. Выяснилось, что Михаил Викторович в юности всерьез занимался хоккеем. Причем играл и с шайбой, и с мячом. В армии, а служил он в погранвойсках, гонял шайбу, а на гражданке, работая в автобусном парке, выступал за команду этого предприятия по хоккею с мячом. Увлекался и боксом, но потом решил, что это не для него, больше привлекали командные, игровые виды спорта.
Однако после окончания мурманского пединститута, куда он пошел по зову сердца, у него, уже семейного человека, возможности уделять много времени тренировкам и соревнованиям уже не было. Так что из всех спортивных увлечений остались лыжи, с которыми он не расстается до сих пор. И детей своих, а их него двое, подсадил на спортивную волну. Иной раз с семейством выбирается на каток, но лыжи все же в приоритете. Всю жизнь болел за «Спартак», и половину этой самой жизни провел на улице Спартака – в школе № 19, которая затем стала кадетской школой.
Одним из первых в городе Михаил Викторович сделал на пришкольном стадионе искусственный газон. Как-то раз к нам в редакцию обратились тренеры юношеской команды «Север»: мол, их воспитанникам негде тренироваться, ни одной нормальной площадки в городе нет. Тогда ситуация складывалась такая, что никакие гневные статьи футболистам бы не помогли. Звоню Михаилу Викторовичу, объясняю ситуацию. «Да пусть играют, – говорит, – главное, чтобы не мусорили и травмы не получали».
Интересно, что, даже перейдя на постоянную работу в Совет депутатов Мурманска, Михаил Белошеев об этих футболистах не забыл, а передал их «по наследству» новому руководству кадетской школы. И по сей день ученики ДЮСШ № 10 тренируются на улице Спартака, когда позволяет погода.
«Над нами все смеялись»
Потом у нас с Михаилом Викторовичем было много встреч. Однажды я у него поинтересовался, как создавалась кадетская школа.
Белошеев объяснил, что главными были три обстоятельства. Во-первых, в те годы отношение к армии в российском обществе было, мягко говоря, не лучшим. И молодой директор, а Белошеев занял этот пост в 1994 году, поставил цель ни много ни мало эту тенденцию переломить. И решил, что начинать надо с детей, поскольку они наиболее восприимчивы.
Во-вторых – подготовка молодых людей к службе в армии. Белошеев был уверен, что складывавшаяся тогда ненормальная ситуация вокруг армии долго не продлится. И оказался прав. И в-третьих, в школьный образовательный процесс вошел игровой момент, о пользе которого знают все педагоги, но далеко не все умеют им пользоваться. Да и что ни говори, погоны дисциплинируют.
– Когда мы высказали идею создать кадетский класс, над нами откровенно посмеялись, – вспоминает Михаил Белошеев. – Тем не менее в 1996 году нам удалось набрать класс из 25 мальчишек. Девочек в то время в кадеты мы не брали. И началась работа. При этом мы сами буквально на ходу придумывали отдельные компоненты – форму, клятву кадета и тому подобное. Сейчас это уже традиции, а тогда они только формировались.
Скоро смешки среди коллег смолкли, тем более что белошеевские кадеты стали привозить в Мурманск призы с многочисленных конкурсов, проходивших в разных регионах.
В 2002 году в школе № 19 были сформированы военно-морские классы, в 2011-м – классы МЧС, в 2015-м – классы МВД. К этому времени школа стала, возможно, самой продвинутой в Мурманске в вопросах патриотического воспитания. Причем занимаются этим в школе без громких слов и пафосных фраз. Что может быть патриотичнее, чем подготовка молодых к военной службе?
Вперед, в прошлое
То, что Белошеев может не только сам увлечься, но и увлечь других, он доказал совсем недавно. Я имею в виду строительство памятника Полярной дивизии. Не скрою, поначалу, узнав о планах установить такой монумент, сам я был настроен скептически. Есть же в Мурманске памятник Защитникам Советского Заполярья, есть улица Полярной Дивизии, имеется мемориальная доска у бывшего Дома офицеров (ныне кукольный театр). Зачем нужно что-то еще? Потом дошло, что все вышеперечисленное для большинства мурманчан – это уже просто городские объекты. И все. Нужен был некий визуальный образ. Конечно, его появление тоже не решит всех вопросов сохранения памяти, но, глядя на такой монумент, человек наверняка начнет задавать вопросы: «Кто это, когда это было и, главное, как было?». И это уже немало.
Понимая все это, Михаил Белошеев предлагает не останавливаться на сделанном. Памятник бойцам Полярной дивизии, установить который ветераны предложили еще в 1991 году, открыли в Мурманске прошлой осенью. И теперь Михаил Викторович предлагает, во-первых, сделать в городе 5 сентября Днем памяти Полярной дивизии, а во-вторых – написать книгу об этом воинском подразделении, защитившем наш город в тяжелых боях 1941 года. И этот проект уже осуществляется. Поверьте, книга действительно будет. Возможно, уже в этом году. Говорю столь уверенно, потому что именно Михаил Белошеев был главным инициатором издания книги «Мурманск в огне». Мне довелось быть участником этого проекта. Работа была проведена в сжатые сроки и, по мнению и специалистов, и обычных читателей, с хорошим качеством. Во многом на этом опыте и воссоздается ныне история Полярной дивизии.
В свои 62 года Михаил Белошеев продолжает удивлять. Летом 2020 года он по собственной инициативе принял участие в расчистке «авгиевых конюшен», образовавшихся на месте старого госпитального кладбища в Мурманске. Кроме близких Михаила Викторовича, об этом долго никто даже не догадывался. Узнав от поисковиков, в каком состоянии находятся могилы солдат, защищавших Мурманск, Белошеев пошел в магазин, купил пилу и топор и отправился вырубать «джунгли», скрывшие от нас пирамидки со звездами. «Рассекретили» его месяца через два, но и после этого он не бросил своего занятия. А совсем скоро – 9 мая – он поведет на Параде Победы Бессмертный полк, командиром которого является с момента его основания.
***
17 апреля у Михаила Белошеева был день рождения. Он родился в Мурманске, не видит для себя другого места жительства, кроме нашего города, и всю свою сознательную жизнь делает все, что от него зависит, чтобы здесь всем жилось лучше. Делает так, как он это понимает, как чувствует. Кто-то строит дома, кто-то водит в море корабли, а он лучше понимает историю. Порой прошлое умеет превратить в настоящее, причем важное и нужное. И дай Бог ему удачи на этом поприще.
Памятник бойцам Полярной дивизии, установить который ветераны предложили еще в 1991 году, открыли в Мурманске прошлой осенью. И теперь Михаил Викторович предлагает, во-первых, сделать в городе 5 сентября Днем памяти Полярной дивизии, а во-вторых – написать книгу об этом воинском подразделении, защитившем наш город в тяжелых боях 1941 года. И этот проект уже осуществляется. Поверьте, книга действительно будет. Возможно, уже в этом году. Говорю столь уверенно, потому что именно Михаил Белошеев был главным инициатором издания книги «Мурманск в огне».
Андрей КИРОШКО.
Фото из архива редакции.