Ветеринарного врача, орнитолога-герпетолога Анастасию Тимофееву в Мурманске знают как спасительницу птиц. Среди ее питомцев – соколы, ястребы, совы и другие пернатые.
Птицы отвечают Анастасии нежностью, доверием и взаимностью. Почему мурманчанка решила связать свою жизнь с птицами? Как к ней попало столько пернатых питомцев? На эти и другие вопросы Анастасия ответила в интервью «Вечернему Мурманску».
Выбор с детства
Такая огромная любовь к животным у Насти с самого детства. Так, в третьем классе у девушки появился щенок. Когда у него начали меняться зубы с молочных на коренные, школьница сама открывала ему пасть, проверяла челюсти. На место выпавшего зуба обязательно клала вату с перекисью. А после кастрации аккуратно снимала щенку швы. И это в девять лет!
А после в квартире Тимофеевых стали то и дело появляться питомцы. Пока родители были на работе, Настя с подругой принесла домой четырех котят, которые жили в подвале. Малышей помыли, надели на них бантики и раздали соседям по дому. Раненая серебристая чайка, голуби и другие представители фауны – всем юная мурманчанка старалась помочь.
Любимыми предметами в школе для Насти были биология и химия. Это определило направление дальнейшей учебы – медицина. По первому образованию Анастасия – медицинская сестра. Но, поработав полгода в поликлинике, девушка поняла, что больше ее тянет помогать братьям меньшим. И поступила в Вологодскую государственную молочнохозяйственную академию имени Н. В. Верещагина.
– Еще до вуза я приходила в одну из мурманских ветклиник и бесплатно работала там ассистентом. Поняла, что это точно мое, и подала документы, – вспоминает, как принимала судьбоносное для себя решение, мурманчанка. – Теперь у меня два высших образования – ветеринарный врач и зооинженер.
Во взрослом возрасте Настя окончательно влюбилась в птиц после того, как забрала к себе домой на восстановительный период сокола-дербника Эфу. Птицу подкинули в ветклинику с открытым переломом крыла. Спустя две недели мурманчанка поняла: Эфа останется жить с ней. Тяжелая травма лишила сокола возможности летать. Но жаловаться на жизнь птичке не приходится – дома ее вкусно кормят мышками, берут на руки, а в хорошую погоду даже выгуливают на улице. А потом появились еще птицы, и еще, и еще…
Тандем спасательниц
В 2019 году Анастасия Тимофеева познакомилась с мурманским волонтером Натальей Раевской, о которой не раз писала «Вечерка». А помогла барышням встретиться птица – ворон Крош. Благодаря неравнодушию мурманчанок его удалось спасти от неминуемой гибели.
Все началось с того, что Наталья увидела сообщение в соцсети о подобранном неподалеку от Полярного вороне с поврежденным крылом. Она переживала весь день и надеялась, что найдутся люди, которые уже имели опыт ухода за такими птицами. Но этого не произошло. Наталья собралась с духом, позвонила автору сообщения и сказала, что готова забрать птицу.
Ворона привезли полуживого. Времени на промедление не было. Мурманчанка отправилась к Анастасии на прием. Выяснилось, что крыло нужно ампутировать – перелом был старый и инфицированный. Также врач прописала курс антибиотиков из-за воспаления в легких. Во время тяжелого послеоперационного периода, когда Крошу удалили левое крыло, Наталье пришлось не только делать уколы антибиотиков и обезболивающих, но и регулярно обрабатывать шов, накладывать повязки и следить, чтобы птица их не сорвала. Анастасия всячески помогала девушке с ее необычным питомцем. Так мурманчанки и подружились. А ворон стал неизменным спутником Натальи в походах. Вместе они побывали в Хибинах и других живописных уголках региона.
– Я буквально заставляла Наташу перестать обращаться ко мне на «вы», – смеется моя собеседница. – Мы переписывались, я консультировала ее по поводу лечения Кроша. Потом уехала на сессию в Вологду. В один из дней мне поступил тревожный звонок – в Североморске нашли ушастую сову и ее надо срочно спасать. Я попросила Наталью забрать сову, пока буду договариваться с мурманскими врачами о рентгене. Выяснилось, что у совы перелом крыла. И я из Вологды помчалась в Санкт-Петербург, чтобы успеть там забрать из мурманского поезда птицу в коробке и отвезти ее на операцию в петербургскую ветклинику! Это была наша командная работа, после которой мы стали более тесно общаться.
Пернатые с пропиской
Сейчас на двоих у Натальи и Анастасии аж восемь пернатых питомцев! Это соколы-дербники Эфа и Ами, болотная сова Шиша, сыч Геркулес, ушастая сова Ушан, ястреб Дарвин, мохноногий канюк Исбьерн и дрозд-белобровик Бонус. Люди и птицы встретились при разных обстоятельствах, но расставаться не стали.
Ну вот как расстанешься с Шишей?! Несколько лет назад Анастасия приютила дома тогда еще крохотную болотную сову. Раненую птицу она нашла во время сбора грибов на 53-м километре Серебрянской автодороги. Девушка аккуратно положила пострадавшую в капюшон от куртки и повезла в ветеринарную клинику. С правой стороны на боку у совы была огромная рваная рана, крыло сломано у основания. Скорее всего, она напоролась на ветку во время полета. Сломанное крыло Шиши не удалось спасти – его пришлось ампутировать. Теперь сова никогда не сможет летать. Но это совсем не мешает маленькой желтоглазой хищнице есть мышек и шипеть на свою хозяйку. Шиша очень полюбила молодого человека Анастасии Алексея. Она разрешает ему и погладить себя, и даже поцеловать в клюв!
Канюк Исбьерн, или по-простому Изи, всегда бодр и весел. Птицу спасли грибники в лесу под Мурманском. В переводе с норвежского языка кличка канюка означает «белый медведь». Когда врач попыталась поставить канюка на лапы, он делал шаг и заваливался на бок. «Грациозный, как медведь», – в один голос сказали Анастасия с Натальей Раевской. Так кличка и прилипла к птице. По словам Анастасии Тимофеевой, кость еле-еле успели спасти на операции, так как перелом был старый. Сейчас Изи живет дома у Натальи.
Почти одновременно с Исбьерном в заботливые руки мурманчанок прилетел еще один обитатель дикой природы. Анастасии Тимофеевой позвонил начальник железнодорожного вокзала Мурманска. Девушка ожидала, ей скажут, что в областной центр после операции привезли очередного пернатого питомца. Но не тут-то было! Начальник сообщил мурманчанке, что его сотрудники нашли в районе вокзала травмированную «кукушечку». Кукушечкой оказался не кто иной, как дрозд-белобровик. Наталья предложила пользователям соцсетей выбрать имя для пернатого. С минимальным перевесом среди всех вариантов победила кличка Бонус – по названию одноименной программы премирования пассажиров компании «Российские железные дороги». Бонус также получил «прописку» дома у Натальи.
Прочно обосновался в квартире и маленький сыч по кличке Геркулес. Несмотря на свои крошечные размеры, он настоящий комок агрессивности. Сыча ждала гибель от стаи злобных ворон в Полярных Зорях, но местные жители спасли его. В Мурманск пострадавшую птичку привез директор Лапландского заповедника Сергей Шестаков. Спасители поначалу назвали маленького гостя Геркулесом, но мурманчанки дали птице чуть более удобное и короткое имя – Кусь. Крохотная сова весила всего 57 граммов! Рентген показал у сыча воспаление легких, увеличенную в четыре раза печень и воспаленный кишечник. Позже Кусь чуть не умер дома у Анастасии, но его удалось вытащить буквально с того света!
Пернатый быстро подружился с совой Шишей. Она любит чистить Кусю перышки. Если сыч поправится и будет здоров на все сто процентов, тогда его либо отправят в Лапландский заповедник, либо выпустят на волю в пригороде Мурманска.
А еще из Лапландского заповедника в Мурманск привезли сокола-дербника Ами. Врач думала, что до утра птица точно не доживет. Сокол был полностью облеплен насекомыми-кровососами. У него были воспалены кишечник, желудок и сломано плечо. Первые двое суток Настя практически не спала, постоянно дежурила возле Ами. А через неделю птица выглядела и летала так, будто и не болела! Весной сокола выпустят обратно в дикую природу.
Гордого ястреба Дарвина нашли в кустах двое нетрезвых жителей Зверосовхоза. Анастасия приехала и забрала несчастного найденыша к себе. Рентген показал полный букет болячек – воспаление легких и кишечника, огромная печень, большая селезенка и перелом плеча. Было видно, что Дарвину очень плохо. Больного ястреба тут же начали лечить антибиотиками, давать витамины и кормить мышами и перепелками. Характер у Дарвина оказался не сахар. Он живет у Анастасии на балконе в полном одиночестве, потому что никак не может ужиться с остальными пернатыми питомцами. Дарвин постоянно демонстрирует дикую натуру – кричит, не дается в руки. К счастью, прогнозы на выздоровление птицы самые благоприятные. Дарвина планируют выпустить на волю этой весной.
Гордый аист
А эту историю несколько месяцев обсуждала вся область! Аист из экотехнопарка в районе поселка Междуречье мог бы погибнуть от холода, если бы его не спас десант из неравнодушных мурманчан. Напомним, птица поселилась в Междуречье прошлой осенью. Молодая особь, вероятно, сбилась с курса и по ошибке прилетела на Север осенью. Поймать ее долго не удавалось – гордая птица никак не хотела заходить в расставленные сети.
Для поимки краснокнижного аиста Анастасия и Наталья получили специальное разрешение. Десятки раз девушки вместе с другими мурманчанами ездили на свалку, выслеживали пернатого и мерзли на ветру. На помощь северянкам пришел сити-менеджер Мурманска Евгений Никора. Через переговоры с руководством мурманского филиала АО «Управление отходами» удалось добиться, чтобы мурманчан беспрепятственно пускали на территорию, где поселился аист. И это был еще один шаг к спасению пернатого.
Птица попалась в ловушку только в начале декабря перед серьезными морозами. Оборудование для спасательной операции предоставил научный сотрудник лаборатории орнитологии и паразитологии Мурманского морского биологического института Кольского научного центра Российской академии наук Алексей Ежов. Поймать заблудившуюся птицу помогли также мурманчанка Валентина Ковалишина и добровольный помощник девушек Дмитрий. А оплатить рентген и закупить еду – мурманская группа помощи бездомным животным «Подари шанс» в социальной сети «ВКонтакте».
Никаких внешних повреждений у птицы не нашлось. Обнаружилась пневмония, воспаление желудочно-кишечного тракта и увеличенная печень. Птицу сразу же начали лечить. В середине декабря аиста отправили в коробке на поезде в Санкт-Петербург. Там его встретили и отвезли на машине в волонтерский центр помощи «Дом Белого Аиста» в Псковской области. Подлеченный аист перезимует в компании сородичей, а весной его выпустят на волю.
Помощь от всего сердца
Анастасия очень переживает за каждого своего пациента. Она старается сделать все, чтобы помочь ему – даже если придется везти птицу в другую точку страны. Смелости и упорства в достижении поставленных целей моей героине не занимать!
– Если посмотреть на число вылеченных птиц и число скончавшихся, то у нас получается очень хороший процент выживаемости. Примерно 80 на 20 процентов, – пояснила врач. – Но когда нам не удается спасти пациента, это очень тяжело. Вдвойне больно, когда ты уже успела к ним прикипеть душой.
Уход за птицами – дело очень затратное. Только на еду для всех пернатых в месяц уходит около 22 тысяч рублей. Про цены на лекарства и диагностику и говорить не приходится! Всегда готов подставить плечо Настин молодой человек Алексей. Он и ездил по всему Санкт-Петербургу в поисках определенного лекарства, и присматривал за пернатыми на время отсутствия Анастасии, даже не имея особого опыта в их содержании. Дистанционно нашему ветеринарному врачу в любое время суток помогает советами известный московский ветеринар Валентин Козлитин. Без его ценных рекомендаций сова Шиша и сыч Геркулес не оправились бы от болезней.
В особо экстренных случаях Анастасия и Наталья объявляют сбор. И мурманчане не проходят мимо! Горожане помогают не только финансами, но и медикаментами, и расходными материалами.
– Когда мы открывали сбор для аиста из Междуречья, то откликнулось очень много людей. Необходимая сумма была собрана буквально за три часа! – призналась Анастасия. – Активно помогает нам и Лапландский заповедник в лице директора Сергея Шестакова. Огромное спасибо за неравнодушие!
В ответе за питомца
Моя героиня настоятельно напоминает хозяевам о том, что птица – это такой же полноценный питомец, как кот или собака. Поэтому такие высокие цены на лечение пернатых. И столько же, а иногда и больше, тратится усилий на их выздоровление. И когда нерадивые владельцы звонят и просят назначить для их попугая «что-нибудь от кашля», а потом говорят, что не собираются тратить столько денег на его лечение, пусть выздоравливает сам, это вызывает у доктора искреннее недоумение.
– У меня есть замечательный пример. Правда, не связанный напрямую с птицей, но не менее показательный, – рассказывает Анастасия. – Ко мне однажды пришел очень старенький дедушка. С порога, чуть не плача, говорит: «У меня дочка заболела, помогите, пожалуйста». И достает из-за пазухи джунгарского хомячка! Он в зоомагазинах рублей триста стоит от силы. Оказалось, у животного просто засорился щечный мешок, в который они обычно складывают еду. Я все прочистила, дала антибиотиков и отпустила их домой. Даже в мыслях не было взять с них какие-то деньги. Позже этот дедушка пришел ко мне снова, показать свою питомицу после курса антибиотиков. Рассказал, как его супруга переживала из-за болезни хомячка, и благодарил за помощь. Такая забота тронула меня до глубины души.
Напоследок я расспросила мою собеседницу о том, что делать мурманчанам, если кто-то из них вдруг наткнется на раненого пернатого.
– Алгоритм простой. Возьмите обычную коробку, такую, чтобы в нее вмещалось минимум три таких птицы. На дно положите пеленку или тряпку. Сделайте в коробке несколько отверстий, аккуратно положите птицу и свяжитесь со мной, – объяснила врач.
Если вы нашли птенца, то не спешите забирать его домой. Помощь ему потребуется только в том случае, если он голый и мама не прилетала к нему больше 12 часов. Лучше всего понаблюдать за птенцом издалека, чтобы убедиться в том, что он действительно брошен. Если же вы нашли оперенного или пушистого птенца и ему ничего не угрожает в лесу, не подходите и не забирайте с собой. Малыша защищают родители.
Дарья ПУТИНЦЕВА.
Фото из личного архива Анастасии Тимофеевой и Натальи Раевской.